Мы все привыкли думать, что существует три закона диалектики: «единство и борьба противоположностей», «переход количества в качество» и «отрицание отрицания». Мы их изучали в рамках диалектического материализма Карла Маркса, и все доказательства сводились к словесной формуле Ленина «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». Но надо сказать, что Маркс еще под стол пешком ходил, когда Гегель уже вывел свои законы диалектики.
Если задуматься, то на чем эти законы основаны? Гегель рассматривал парные категории: «общее и единичное», «сущность и явление», «форма и содержание», «необходимое и случайное», «причина и следствие», «возможность и действительность», «часть и целое». Базовая операция мышления – это разделение (или различение) понятий, что согласно Гегелю является анализом. На следующем этапе мышления идет синтез, сборка и обобщение понятий в категории. Собственно, Анализ – Синтез, это еще одна пара категорий. Само понятие диа-лектика подразумевает парность суждений. И получается, что самая популярная форма классификации всех явлений окружающего мира – это сортировка их в форме матрицы 2х2 на основе двух парных категорий.
Так, например, популярную матрицу маршала Манштейна «Элита управления» образуют пары категорий «умный-дурак» и «ленивый-трудолюбивый», определяя «элиту управления», как умного и ленивого.
Но, если в основании лежит матрица из двух дихотомий, то получается, что 2х2=4. Должен быть четвертый закон диалектики! И что бы его найти, давайте постараемся вывести основания, на которые потом можно будет «положить» уже имеющиеся три закона диалектики Гегеля.
Начнем с того, что диалектика не является классической логикой Аристотеля, когда понятия складываются в суждения, а суждения в умозаключения. Это принципиально другой способ мышления. Если логика Аристотеля – это пример линейного мышления, то диалектическая логика изначально нелинейна. Это, кстати, одна из причин, по которой её не понимают, и не любят говорить о ней.
Гегель объяснял развитие мышления через «тезис – антитезис – синтез». И здесь, я бы сказал, что Гегель, незаметно для самого себя, вышел из области диалектики в триалектику. Любая дихотомия приводит к борьбе противоположностей, но по сути они едины, они вступают во взаимодействие, и это взаимодействие становится третьим элементом. 1-й элемент, это «тезис», 2-й это «антитезис», и 3-й это «синтез», который происходит в результате взаимодействия Единицы и Двойки. В наше время это часто выражается в схеме 1 – Субъект, 2 – Объект, 3 – метод взаимодействия.
Задолго до Гегеля эту мысль высказал Лао Дзы, который жил в Китае 2,5 тысячи лет назад. Он это описал так: «один порождает два, два порождает три, а три порождает все сущее». То есть если мы мыслим дихотомиями: «добро-зло», «хорошо – плохо», «правильно – не правильно», то мы в рамках диалектики, мышления по основанию Два. Это довольно ограниченное мышление, суть которого сводится к простой форме: «есть два мнения, одно – моё, второе – неправильное».
А есть мышление по основанию Три, это «тезис – антитезис – синтез», или «объект – субъект – взаимодействие», или «материя – сознание – процесс познания материи сознанием», или еще в какой-либо форме, то это уже не диалектика, а триалектика. В конечном счете, электрическая сеть «плюс — минус — ток в замкнутой цепи», это, при всей простоте представления, тоже триалектика.
Получается, что если мы положим первой дихотомией «тезис – антитезис», а второй «тождество — различие», то мы никуда от Гегеля не уйдем, он именно их и описывал как самые базовые понятия всего процесса мышления. Тезис – некая первичная идея, событие или явление. Антитезис – это его полярная противоположность, это напряжение, противоречие, ортогональность. Тождество – это то, в чем они похожи. Различие – это то, в чем они различаются. И тогда мы получаем искомую матрицу 2х2. Теперь постараемся наложить на неё имеющиеся три закона диалектики.
Тезис | Антитезис | |
Тождество | 1. ? | 2. Единство и борьба противоположностей |
Различие | 3. Переход количества в качество | 4. Отрицание отрицания |
На мой взгляд, очевидно, что закон «единства и борьбы противоположностей надо поставить на 2 позицию. Потом «переход количества в качество» (3 позиция)- это появление нового качества, это новый тезис, но он отличается от старого. А «отрицание отрицания» (4 позиция) как нельзя более лаконично отображает антитезис различия.
В результате — 1-я позиция остается пустой. Мы искали 4-ый закон, но фактически остался неописанным Гегелем – первый закон, отражающий первичный тезис, тождественный самому себе. Это что-то первичное, что порождаясь, вызывает противоположность, тождественную этому порождению по сути, но противоположное по знаку, вступает с ним в борьбу, создавая взаимодействие, количественная мера этого взаимодействия приводит к качественным изменениям в 3-ем законе. А «отрицание отрицания» снова приводит к первичному тезису, но повторенному на следующем витке развития, соответственно, повторение будет не буквальное, а с учетом развития этой идеи (явления, события).
Первый закон диалектики – это переход из небытия в бытие, порождение нового иного.
Первый шаг – это переход от 0 к 1. То есть, ранее мы обсуждали цепочку с предположения, что «тезис» (единица) уже есть, и обсуждали, что переход от 1 к 2 порождает единство и борьбу противоположностей. А сейчас мы попытаемся понять – а что есть ноль, и что есть первый переход к единице? Ведь по большому счету, наш искомый недостающий закон диалектики – он именно об этом! Первый шаг. Был ноль… среда однородна, неподвижна… и вдруг возникает некое завихрение, уплотнение, которое отличается от окружающей среды, выделяется из неё, становится целостностью. Как сказал бы Черномырдин — «ничего не было, и вдруг опять…» Аз есмь… вначале был логос, и логос был о Боге, и логосом был Бог.
Порождающее начало – намерение, событие, решение, явление… Так появляется «единица». Чаще всего она результат «чего-то там» из предыдущих этапов развития, но она получает самостоятельную «жизнь», становится целостным элементом системы и начинает свой цикл — обретает противоположность (один порождает два), начинает с ней бороться (два порождает три), это взаимодействие, в свою очередь, порождает новые «единицы» (три порождает все сущее).
Так, например, рождается мужчина (единица), практически в это же время где-то рождается женщина (двойка),их единство в том, что они относятся к одному биологическому виду, противоположность в принадлежности к разным полам. На определенном этапе они вступают в борьбу, их взаимодействие – допустим брак (тройка), имеет количественную меру – секс, который приводит к качественному изменению – зачатию и появлению ребенка (четверка), который в свою очередь становится «единицей» самостоятельного цикла. В любом случае «четверка» – это повторение «единицы» на следующем витке развития. На этом уровне семья – это уже ячейка общества, которая воспринимается как самостоятельная «единица».
Вот это постоянное порождение и составляет основу цикла воспроизводства жизни, и заслуживает собственного законодательного определения, которое можно вписать в диалектические законы.
Post Scriptum.
Мышление по основанию Два, или бинарное мышление – это последовательность чисел в двоичной форме 00 01 10 11 и т.д. И здесь наглядно видно, что в первом разряде переход к следующей цифре – это всегда отрицание предыдущего значения, которое, в свою очередь, отрицает предстоящее перед ним, и мы получаем «отрицание отрицания» Гегеля. Ноль всегда сменяет единицу и далее единица всегда сменяет ноль на следующем витке развития. Здесь же мы видим и единство противоположностей. Мы в рамках двоичной системы исчисления – она едина и для нулей, и для единиц. Правда, перехода количество в качество здесь не видно.
Интересно получается, простая логика Аристотеля так и называется – линейная. По-хорошему, её можно было бы назвать «одинарной», но тогда не было бы различений, а они там все-таки присутствуют, поэтому она все же бинарная, но линейная.
Но даже она для большинства людей считается слишком сложной и энергозатратной. Строить последовательную непротиворечивую цепочку рассуждений – это роскошь. Очень часто даже она подменяется предикативной логикой, основанной на внешней схожести. Так, например, грецкий орех похож на головной мозг? А значит – употребление грецких орехов приводит к улучшению работы мозга! К сожалению, это способ и уровень мышления характерен для большинства людей.
Подняться до уровня Диалектики, развернуть бинарную логику вширь, сделать мышление плоским, это уже развитие. Для человека с предикативным мышлением, плоско мыслить – это точно не про него, но плоское мышление – это диалектика, это системный анализ, ведь всё системное мышление, в конечном счете, сводится к плоским моделям, которые можно начертить на доске.
Разворачивая плоское мышление, мы приходим к объемной трехмерной логике триалектики. Если мы перейдем к троичной системе счисления, то первичная последовательность целых чисел (по основанию 3) будет следующей — 00 01 02 10 11 12 и т.д. Здесь мы тоже видим отрицание отрицания, каждый последующий элемент отрицает предыдущий. Единство противоположностей – в троичной системе исчисления. Это уже более высокий уровень абстракции. Здесь смыслы складываются уже в матрицу 3х3 и образуют 9 ступеней развития. Соответственно здесь не парные полярности, а тройки (треугольники) взаимодействий, поэтому борьба противоположностей воспринимается сразу как взаимодействие. Причем, если матрица 2х2 была плоской, то в триалектике «просится» добавить 3-ю мерность, и тогда, как в «кубике – рубика», мы получаем 3 слоя, 27 кубиков (этапов развития).
В целом есть старое правило, что для понимания системы надо обладать мышлением более высокого уровня, чем то, на котором эта система построена. Трехмерная модель мышления наследует все принципы линейной и двухмерной моделей. Можно предположить, что есть 4-х, 5-ти и т.д. мерные модели мышления, которые будут наследовать и особенности трехмерной модели.
[…] У работников творческих профессий – это называется Муза, богиня, которая откуда-то с небес нисходит, и создает в сознании некий образ, который художник кладет на полотно, поэт на рифму, музыкант на ноты, а инженер на чертеж. Это состояние подключенности к чему-то, находящемуся по ту сторону бытия, через поэта или музыканта это новое иное приходит в наш мир, он как бы является проводником, и упаковывает это новое в форму. Там в небытии у этого нового формы не было, с обретение формы происходит воплощение… и человек рождается во плоти, и любой стих, образ, мелодия – должны в нашем твердом мире получить форму, получить плоть – плотность, как бы кристаллизоваться. Это тот самый первый закон диалектики, пропущенный Гегелем, о котором я писал в предыдущей статье. […]
Уведомление by Генерация творческой активности. « Пространство смыслов Алексея Каныгина — 18.08.2020 @ 10:15 дп