Пространство смыслов Алексея Каныгина Размышления о насущном

28.03.2016

Пару слов о единой типологии.

Filed under: Без рубрики — admin @ 4:03 пп

prezevtathion

На сегодняшний день существует довольно много различных типологий личности. Я хотел бы пройтись по соционике и психософии. Принцип и там и там один и тот же – взяты некие 4 принципа, и расположены в порядке убывания их значимости. В психософии это Логика, Воля, Эмоции, Физика. В соционике — Логика, Интуиция, Этика и Сенсорика.

Получается чувства, воспринимаемые через органы чувств – слух, нюх, вкус, зрение и тактильные ощущения – в соционике отнесены к Сенсорике, высшие же чувства – эмоции, страх, любовь – это Этика. Умственные способности и там и там – Логика, но в Психософии есть Физика – это материя организма в целом, а в соционике есть Интуиция, это определение которое легче понять на бытовом уровне, чем описать строго научно.

Далее в психософии ее 4 детерминанты располагаясь в любой последовательности образуют 4!=24 комбинации типов. В соционике ее 4 краеугольных принципа располагаются на концах двух дихотомий, которые располагаются крестом по отношению друг к другу, и считается: Логика – Этика одной парой противоположностей, Сенсорика – Интуиция другой. И, в отличии от психософии, одна противоположность не может следовать за другой сразу, между ними должно быть качество из второй пары. Поэтому если на первом месте Сенсорика, то на втором может быть либо Логика, либо Этика, а вот Интуиция в таком случае всегда будет третьей. Это существенно ограничивает количество вариантов – до 8, но введя третью категорию: экстраверсию — интроверсию, и считая, что в колесе типа она на каждом шаге меняется, т.е. возвращаясь к примеру Сенсорика – он может быть белым – интровертом, тогда этика, либо Логика будут черно – экстравертированными, либо наоборот.

Но… у меня как обычно куча вопросов и претензий к теории.

Начнем с «мелочей». Я как бы привык к технике, белый свет всегда эмитирует фотоны, черный – поглощает. Экстраверсия, на мой взгляд, больше сродни эмиссии, тогда как направленный на себя интроверт, как раз очень похож на черный цвет – он поглощает и ничего обратно не отдает. Таким образом, мне пришлось привыкать воспринимать в соционике описания вывернутыми на изнанку. Белый логик оказывается весь в в себе, а вот черный что-то из себя-меня корячит.

Еще меня офигеть как покоробило понятие рациональности – иррациональности в соционике. Там считается вертикаль Логики-Этики рациональной, а горизонталь Сенсорики – Интуиции иррациональной. Опять не логично – я бы провел диагональ, Логика и Сенсорика рациональны, Интуиция и Этика иррациональны. Я даже не знаю, что здесь доказывать, все ведь очевидно – Сенсорика она материальна, реальна, тогда как эмоции и чувства Этики никакой рациональной основы под собой не имеют.

Потом в соционике есть экстраверсия — интроверсия типов, а в психософии почему то нет, а это увеличило бы количество типов еще в 4 раза.

Но самая серьезная проблема, на мой взгляд, кроется в чрезмерном обобщении и укрупнении таких понятий как Физика, Логика, Воля и Эмоции. Да и Сенсорика впрочем тоже – в одну кучу все 5 чувств засунули.

По мне, так все чувства и мысли исходят из желаний и потребностей. Про потребности очень интересную теорию еще в прошлом веке выдвинул Абрахам Маслоу, пирамиду потребностей которого теперь уже со школы изучают. А я обратил внимание на удивительную вещь – эта пирамида очень хорошо коррелируется с системой чакр из древней ведической медицины. И если мы их сопоставим, то можно отметить ряд удивительных моментов. Оговорюсь сразу – мы берем 7-ми уровневую модифицированную пирамиду Маслоу, и сопоставляем ее с 7 уровнями чакр.

На первом уровне у Маслоу физиологические потребности – есть, дышать, и т.д. Этому уровню соответствует Корневая чакра Муладхара, она отвечает за физическую энергию, за здоровье человека, его силу, строение тела.

На втором уровне у Маслоу потребность в безопасности, что больше соответствует третьей чакре – манипуре, отвечающей за реализацию намерений, власть, деловые качества и приобретаемый через них материальный достаток. Вторую чакру Свадхистана, отвечающую за потребность удовольствия, наслаждения, продолжения рода, сексуальность, Маслоу как то пропустил, или засунул в биологические потребности, но это не отменяет общности систем, просто погрешности детерминации. Итак, уровня второй чакры в системе Маслоу нет.

Третий уровень – потребность в любви, возможно Маслоу всю сексуальность и удовольствия включил сюда, соответствует четвертой чакре – Анахата. Но в ведической системе эта чакра интерпретирует любовь как доверие, открытость, внимание и забота, признание человека «своим» и аналогичное ответное признание тебя. Здесь нет сексуальности – эти качества остались на уровне 2-ой чакры.

А вот 4-ый уровень пирамиды – потребность в уважении, очень хорошо соответствует 4-ой чакре Анахата. Но это скорее не уважение, а дружба. Уважают за что-то, а дружат просто так. Получается что 4-ой чакре соответствуют сразу 2 уровня пирамиды Маслоу.

На пятом уровне пирамиды соответствие почти полное. Потребность в познании, в образовании, вполне соответствует 5-ой чакре – Вишудха, отвечающей за самовыражение через творчество, науку, искусство.

На 6-ом уровне у Маслоу стоят эстетические потребности, гармония, порядок, красота, 6-я чакра, «третий глаз» Аджна отвечает за мудрость, интеллект, озарения сознания, понимание глубинной взаимосвязи явлений.

7-ой уровень пирамиды у Маслоу мне откровенно не нравится, он считает, что этот уровень заключается в само актуализации, реализации своих способностей, но позвольте вся предыдущая пирамида очень четко показывает уровни самоактуализации или самореализации.

Кто-то всю жизнь остается простым «Трудягой» первого уровня. Бери больше, кидай дальше, пока летит отдыхай. Кто-то посвящает всю свою жизнь получению удовольствий – от еды, от секса, от путешествий, не важно, главное — вся жизнь в кайф! Этакие люди «Казановы». Кто-то хочет чего-то достичь материального – власти, денег, положения… в этой же категории – построить дом, родить сына, вырастить дерево. Это тип людей «Боссы», независимо от из реальных достижений, они всю жизнь ради чего-то стараются – квартира в москве, машина, круче чем у других, телефон и т.д. И это тоже самореализация. Она не обязательно должна происходить на 7-ом уровне. На четвертом уровне стремлений мы жаждем признания, доверительных дружеских отношений, этакие люди «Друзья», свои в доску. Сердечная чакра она, как бы является промежуточной, между материальными устремлениями трех нижних уровней и творческо-интеллектуально-духовными устремлениями высших порядков. Здесь уже нет материально – приземленной корысти, но и осознания привязанности тоже еще нет. На пятом уровне включается проявление творческих и культурных начал. Это люди «Ораторы», они же художники, артисты, музыканты. И опять же к вопросу самореализации – зачем Баху, который полностью выложился на этом уровне, стремиться куда-то выше? А выше шестой уровень – это уровень осознания и откровения, Это люди «Мыслители», к ним же относятся революционеры, ученые, экстрасенсы с развитой интуицией.

И наконец седьмой уровень, у Маслоу я уже сказал описание ни о чем – какая еще самоактуализация или самореализация здесь может быть? Пусто все, в отличии от ведической системы чакр, которая говорит о седьмой чакре, как о духовной связи с высшими силами. Это люди «Философы», духовники. По чакрам необходимо обеспечить двухстороннюю связь – энергию «Кундалини» надо провести к 7-ой чакре, тогда энергия космоса в обратную сторону окажется заземлена, и все вспышки просветления, озарения они имеют в своей основе именно работу по прокачке, очищению и открытию чакр.

И получается, что спор о смысле жизни, который я до настоящего времени с большим интересом отслеживал, очень четко ложится на систему чакр. Для кого то главная цель в жизни – чего то достичь, для кого-то вся жизнь – сплошное удовольствие, для кого-то тяжелый труд, кто-то видит целью в жизни окружить себя друзьями, и чем их больше, тем лучше, кто-то хочет выразиться через достигнутые знания, навыки и умения, проявить себя в творчестве, науке, искусстве, а кто-то стремится к высшим просветлениям, к связи с богом, со вселенной, высшим разумом. И как их оценивать кто прав, а кто нет? Это все равно, что сравнивать килограммы с километрами. Каждый прав по своему, у каждого своя система ценностей.

Но, возвращаясь к соционике и психософии, можно сказать, что чувства-эмоции и волевые усилия у каждого уровня свои. Если их разделить на интровертные, направленные внутрь человека и экстравертные, направленные вовне, но по чувствам и эмоциям на первом уровне мы увидим страх, направленный вовнутрь, и гнев, агрессию, направленные во-вне. На волевом уровне это усилие: прыжок с парашютом, купание в ледяной проруби. Очень близко по выражению, но более растянута по времени ВОЛЯ третьего уровня – устремление: сил уже нет, но дистанцию НАДО добежать, потому что РЕЗУЛЬТАТ (ключевое отличие) наступит только после этого. Если усилие первого уровня направлено на преодоление страха, то устремление третьего уровня направлено на достижение некой цели.  И преодолевается больше лень, чем страх.

Однако мы пропустили второй уровень. Во-внутрь направляется стыд, робость, во-вне транслируется ревность. Волевое усилие – воздержание. Обратите внимание – на первом и третьем уровне себя надо заставлять что-то сделать, а на втором себя надо заставлять что-то  не делать.  На третьем уровне появляется вина – как главное переживание за недостижение цели, а наружу мы проявляем зависть и жадность.

Четвертый уровень опять стоит отдельно. Эмоции блокирующие 4-ю чакру – разочарование, скорбь, уныние, во-вне излучается обида. Волевое действие – прощение или признание опять пассивно. Получается волевое усилие через раз — то стимулирует действие, то ограничивает чрезмерную потребность.

На 5-ом уровне в негативном смысле мы стремимся обманом манипулировать другими, в позитивном не обманом, а правдой, но тоже модулируем. Можем при этом ошибаться, заблуждаться и быть в плену иллюзий и сами. Волевое действие направлено на внешние проявления, мы учимся, тренируемся, вставать и падать, падать и вставать. Мы опять себя заставляем что-то делать, но на этот раз результатом будет наше качество или умение: рисовать, петь, отрабатывать приемы каратэ, и т.д.

6 уровень опять прет изнутри. Интуиция или есть, или ее нет, озарение возникает само собой.  Без тренировок 5-го уровня оно, конечно, вряд ли наступит, но 6 уровень как бы развилка – либо мы впадаем в гордыню своего величия, от достижений 5 уровня, и тогда все окружающие кажутся нам никчемными людишками, заслуживающими лишь презрения. Но тогда следом приходит непонимание и отброс назад, и вследствие этого еще большее непонимание и презрение. Либо при наличии внимания, и снова прощения (4 уровня), и снова воздержания (2 уровня) мы приходим к мудрости. По настоящему мудрый человек не самоутверждается за счет несовершенства других.

И, наконец, 7-ой уровень. Волевое действие – покаяние. По логике должно быть направлено во-вне. Активные молитвы, церемонии, вызывание духов и т.д. Я боюсь, логических объяснений здесь не может быть, т.к. это совсем другая сфера энергетического обмена. Здесь моделируются некие образы и каждый волен самостоятельно решать – во что верить, а во что нет.

На мой взгляд, если на первых уровнях человек выделялся из окружающей среды, осознавал сам себя, свои отличительные способности и качества, потом оценивал других и свои с ними отношения, то на 7 уровне он оценивает себя в качестве звена более глобальной системы. Люди идущие на смерть за какие то высшие идеалы просто светятся 7-ой чакрой.

Но возвращаясь к нашим баранам. Как можно в ситеме соционики и психософии все это тонкости и градации грубо смешивать в одну позицию? Допустим у человека на первом месте психософии стоит воля. Какая воля у него там играет? Не будет ли различий между 7 одинаковыми типами, с первой волей, но с разными уровнями проявления этой воли?

С эмоциями такая же фигня. Ну поставили мы на первое или на второе место (не важно) Эмоции или Этику… и что? страх с обидой будут одним и тем же типом? У одного вина, а у другого ревность, но у обоих эмоции…

Конечно если мы введем не просто один тип Этика, а 7 подтипов, да еще с делением на экстравертность — интровертность, и еще 7 подтипов Воли, у нас классификация станет не плоской а многомерной, а уж в систематизации межтиповых отношений вообще сам черт ногу сломит, но… это возможно именно эта детализация уберет все те ляпы и неточности классификации и типирования которые мы сегодня имеем. Но и само типирование станет много сложнее, но точнее.

 

 

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Leave a comment

Powered by WordPress