
Ценности – это одно из понятий, которое до сих пор, не смотря на развитость цивилизации, остается слабо определенным в человеческой культуре. В экономических отношениях ценностю становится ценой, измеряемой в деньгах. В культуре, ценность – это важность и значимость традиций или объектов культурного наследия. В психологии ценности становятся субъективными и определяют принципы, которыми человек руководствуется в своей жизни.
Я предлагаю поговорить именно о человеческих ценностях, которые определяют человека, уровень развитости его личности. Цели, которые человек перед собой ставит, становятся производными от ценностей, человек всегда куда-то стремится, и мы можем узнать о его ценностях только опосредованно, через цели. Я выделяю 5 уровней, которые, можно сказать, являются уровнями развития личности.
Ценности – это «альфа и омега», это начало и конец в том смысле, что то, что представлялось вершиной, становится основанием (фундаментом). Человек отталкивается от одних ценностей, приходит к другим, то, что раньше воспринималось как нечто недосягаемое, со временем становится основанием. Вся человеческая жизнь, это процесс трансформации, выражающийся либо в развитии вверх, либо в деградации вниз по пути предпочитаемых ценностей.
Здесь надо сказать, что ядро личности, его Я, его субъектность, как будто зажато между молотом и наковальней обусловленностей. Снизу наковальней являются внутренние потребности тела, которые для физического существования требуют воды, еды, сна, тепла, безопасности. А сверху, молотом, выступают внешние требования со стороны социума – ты должен учиться, работать, быть хорошим (удобным), послушным. Наше Я, как цветок сквозь асфальт, прорастает, преодолевая сопротивление, или борясь с этим долженствованием, или приспосабливаясь к условиям существования.
Первый уровень ценностей, это уровень Тела, это диалектическое качество биологического выживания. Здесь диалектическое противоречие – жить, или не жить?
Потеря тела, потеря здоровья означают конец жизни, или в случае серьезного заболевания – проигрыш в игре за счастье, за успех, за саморазвитие, поэтому главной ценностью этого уровня развития становится жизнь и здоровье, а так как ценности неразрывно связаны с целями, то целью становится выживание! Это базовый уровень, который сохраняет свое влияние и в дальнейшем, и когда человеку ставят выбор «кошелек или смерть», он предпочтет отдать кошелек, избегая смерти!
Дальше все подчиняется закону диалектической трансформации. Она заключается в движении к своей диалектической противоположности! Отличительной особенностью этой трансформации является появление нового «качества»!
Классический школьный пример, демонстрирующий законы диалектики, когда изменение температуры воды приводит либо к закипанию и превращению в пар, либо к замерзанию и превращению в лед, и мы говорим, что количественные изменения приводят к качественным! Но стоит обратить внимание, что появляется новое качество! То есть, мы количественно изменяем температуру, это одно качество, а получаем новое качество – агрегатное состояние вещества! Это новое Качество! Качество «температура», при этом, никуда не делось, просто появляется совершенно новое качество, которое мы раньше не рассматривали.
Еще одна диалектическая особенность – дурная бесконечность! «Дурной» считается такая бесконечность, которая стремится к бесконечности, оставаясь на каждом конкретном этапе конечной! Так, в том же школьном примере с температурой, мы не можем бесконечно увеличивать температуру, это и будет стремлением к дурной бесконечности. Мы ничего не можем сказать про вещество при температуре равной бесконечности, мы как будто проваливаемся в какую-то бездну, и не можем поставить эксперимент, ни в натуре, ни даже мысленно.
На данном уровне, рассматривая Качество «выживания», этой «дурной бесконечностью» становится стремление жить вечно!
Удовлетворяя потребности тела, мы идем из крайности граничащей со смертью «неудовлетворенности» (голода, нужды) к диалектическому противоречию, к их чрезмерному удовлетворению.
Удовлетворяя свои биологические потребности, мы открываем для себя новое качество – удовольствие! Оказывается, что вкусно поесть – это кайф, да и в целом, есть люди, предметы или события, которые нам нравятся, а есть, которые вызывают у нас негативное переживание.
«Нравится — не нравится» становится главным критерием оценки всего, что с нами происходит! Это диалектическое противоречие очевидно, и стремление к получению удовольствия, к гедонизму, и становится мощным драйвером развития для большинства людей.
Второй уровень ценностей, уровень чувств, диалектически вытекает из первого. Если на первом уровне мы шли по пути потребностей тела, то здесь мы открываем для себя качество Души!
В самом начале, ценность удовольствия всё еще остается привязанной к телу, мы получаем удовольствие от удовлетворения физиологических потребностей, но потом мы начинаем стремиться удовлетворять эстетические потребности, ездим в путешествия, прыгаем с парашютом, ходим в театр, что делает удовольствия независимыми от тела.
Интересная особенность – рассматриваемые качества чередуют свойства «рациональности – иррациональности». Потребности тела рациональны, а вот критерий удовольствия «нравится – не нравится» этой рациональности лишен.
Так как рационально мы не можем контролировать свои чувства, здесь появляется понятие греха, как действия, уходящего в диалектическую «дурную бесконечность». Рационально ограничить получение удовольствия невозможно, и оно устремляется в безумство неограниченного наслаждения. Хочу ещё, сильнее, больше, разнообразнее… Рациональный ум называет это «ложными» ценностями, но иррациональная душа этого не понимает, она хочет праздника!
Именно про эту ситуацию Эрнест Хемингуэй сказал: «Дайте человеку необходимое — и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами — он будет стремится к роскоши. Осыпьте его роскошью — он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное — он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает — он будет жаловаться, что его обманули, и что он получил не то, что хотел».
Таким образом, ценность удовольствия привела нас к «дурной бесконечности» — ничем не неограниченной страсти к удовольствию! Все виды маний, влечений, страсти, представление, что жизнь дана нам для получения удовольствия, и что в ней обязательно надо все попробовать!
Развивая противоречие, удовлетворяя свои «хотелки», мы опять диалектически открываем для себя новое качество, которое вытекает из гедонизма: нам нужны Деньги, Богатство, ресурсы, которые мы можем потратить на получение удовольствия!
Третий уровень ценностей, уровень Ума, это богатство, наличие денег! Положив в качестве основания новое качество – деньги, мы получаем диалектическое противоречие «бедность – богатство», и дальнейшее развитие человека идет уже в рамках игры в «как разбогатеть»?
Эта игра начинается с пока еще привязанности и подчиненности прошлому качеству – стремлению к гедонизму, потому что, в конечном счете, богатство нужно для получения удовольствия, но как это обычно в диалектике происходит, будучи самодостаточным центром притяжения, она захватывает внимание, и человек уже забывает – зачем ему столько денег, зацикливаясь на бесконечном накопительстве. То есть, «дурная бесконечность» здесь тоже работает, и становится стремлением к неограниченному богатству!
Ценность денег, богатства, которая вначале была полезной, необходимой, потом становится отрицательной, бесконечной жадностью. Страсть к наживе, жадность, захватывает сознание человека, и делает его своим рабом. Поведение человека становится обусловленным этой Ценностью.
В культуре есть поговорка, что нет предела у двух человеческих грехов – у глупости, и у жадности. Это нормальное проявление «дурной бесконечности», их больше двух, но в культуре пока прижились только эти. В данном случае и Глупость, и Жадность, это все линия Ума. Но когда говорят про грехи, этого различения не проводят, и смешивают линию Ума и линию Чувств (души). И говорят, что главный грех страсть (мания), которая раскрывается в триаде: жадность (деньги, ресурсы, источник роскоши), обжорство (сладострастие, потребление), и блуд (похоть, несдержанность).
И это не морализаторство, это констатация того, что человека на пути его развития ждут вполне очевидные «ловушки», в которые проваливается его сознание, в том случае, если не предпринимать никаких усилий по контролю за сознанием! Функция этого контроля лежала на религии, «ловушки сознания» символически представлялись как демоны, совращающие человека с пути истинного!
В «Божественной комедии» Данте, главный герой очутился в сказочном лесу, где он видит Львицу, Рысь и Волчицу, которые хотят его съесть, и которые тоже символизируют три главных греха – гордыню, сладострастие и жадность! Перечень главных грехов в разных религиозных традициях может различаться, символизм тоже разный. Так, скажем, в буддизме символами выступают свинья (невежество), петух (страсть) и змея (гнев), но принцип везде один и тот же – грехи «съедают» человека! Попав в ловушку сознания, человек становится рабом подчинившей его себе страсти, он теряет свободу, и тем самым перестает быть самим собой!
Но большинство людей, попав в такую ловушку, предпочитают её игнорировать. Это же очень неловко признаться себе и окружающим, что я был не прав! Вместо этого они говорят: — я алкоголизмом не страдаю, я им наслаждаюсь! И вообще, не учите меня жить! Поэтому Клод Штайнер, обобщая опыт 25 лет своей психотерапевтической деятельности говорил, что всех пациентов можно условно разделить на три большие группы. Он написал книгу «Сценарии жизни людей», где описал эти три сценария: «без любви», «без ума», и «без радости». Три главных греха приводят к трем главным сценариям… которые ведут к психотерапевту, а раньше эту работу делали священнослужители!
То есть, здесь мы должны сделать первый вывод – в каждом рассматриваемом качестве есть диалектическая «дурная бесконечность», которая представляет собой ловушку сознания, если её не отрефлексировать. Большинство людей и не рефлексируют, и становятся рабами обусловленностей. Эта ситуация нарушает гармонию, и человек «страдает». В буддизме все именно так и говорится: первая благородная истина говорит – есть страдание, вторая истина, причина страдания – страсть (жажда, желание, привязанность), третья – есть способ избавления от страдания, и четвертая предлагает в качестве лечения восьмеричный путь.
Вернемся к нашей диалектике. Ценности пока сводятся к целям «как разбогатеть»? Что надо делать, что бы стать богаче? Эта игра настолько завладевает умом, что даже когда мы спрашиваем друг друга – кто ты? А это, на минуточку — главный вопрос нашей идентичности! Мы имеем в виду – чем ты занимаешься, как зарабатываешь себе на жизнь? И тогда ответы «я — инженер», «я — бухгалтер», «я — директор», довольно исчерпывающим образом характеризуют человека, его образ жизни, его уровень доходов. То есть, Я – тот, каким образом я зарабатываю себе на жизнь!
Потребности первого уровня Тела никуда не делись, мы не по лестнице идем, оставляя на пройдённых ступеньках старые качества, а тащим их с собой. Таким образом, это больше похоже на матрешку, новые слои располагаются поверх старых, а не отбрасываются.
Динамика диалектического развития качества «богатства» начинается с бедности, вначале это наемный труд, это героическое преодоление на грани выживания. Здесь характерный «красный флажок» заключается в том, что человеку постоянно «некогда», всё его время уходит на труд. В коучинге в оборот вошел термин «крысиные бега», которым характеризуют это состояние. С обретением богатства, цели меняются на «сохранить и приумножить». Времени становится больше, и человек чувствует долгожданную свободу, к которой невольно стремился.
Диалектическое движение от бедности к богатству, с изменением количества – опять приводит к появлению нового качества. Так как ценностью Богатства является уровень материального благополучия, то все окружающие оцениваются по критерию «богаче – значит лучше меня, «выше меня», а если «беднее, то «ниже меня»! Появляется новое качество «социальной иерархии».
На четвертом уровне, уровне Воли (игры во власть), человек активно вступает во взаимодействие с социальным окружением, и это взаимодействие основывается на иерархии. Я Начальник (я главный, я выше) – ты Дурак (ниже меня, хуже меня), Ты Начальник – Я Дурак!
По теме отношений «Слуга и Господин» исписаны тонны как художественной, так и научной литературы! Карпман дополнил диалектическое противоречие «Мачехи» и «Золушки» до треугольника, добавив к «Тирану» и «Жертве» третью фигуру – «Спасителя», сделав статичное противоречие динамичным.
В жизни человека это проявляется «Игрой во Власть». Стремление стать «Царем Горы» проявляется буквально во всех взаимоотношениях – это и карьера на работе, и борьба за лидерство в семье, в компании друзей, везде всегда возникает лидер и его окружение. Соответственно, высшей ценностью становится Власть, признание Главным!
Диалектическое разделение здесь очевидно, Господин – Слуга, Тиран – Жертва, Родитель – Ребенок. В разных описаниях эти позиции называются по-разному, но суть властных отношений, основанных на социальной иерархии, от этого не меняется. Движение опять идет из неудовлетворенной позиции «подчиненного» в сторону «царя горы». Все попытки свести это базовое неравенство к равноправию очень наивны и обречены на неудачу. Это диалектическое противоречие, его нельзя нарушить! Чем меньше разность потенциалов, тем слабее ток!
Власть тоже обладает свойством «дурной бесконечности», и тогда абсолютизм власти становится идеей фикс, поглощающей все внимание человека. Да, «Гордыня» занимает свое место в списке смертных грехов, либо непосредственно, как властолюбие, либо под именем «Гнева». Но если задуматься – на кого мы можем гневаться? Только на человека ниже нас по уровню иерархии. Мы со своей высоты его вначале осудили, и в «гневе» переходим к наказанию!
Вначале Власть – это производная от Богатства, но в процессе своего развития Власть разотождествляется с «богатсвом» и становится независимой, появляется бюрократия, в которой власть делегируется, появляются «должности», которые занимают люди в силу выполнения служебных обязанностей, а не в силу богатства, происхождения или физической силы.
Здесь диалектическое развитие порождает еще одно новое качество – Славу!
Пятый уровень ценностей – Слава! Это тоже оценка, тоже противоречие – жить в полной безвестности, или окруженным ореолом славы, но это уже не персональная, а общественная оценка, которая становится объективным явлением, с которым нельзя не считаться.
Правила игры опять меняются, теперь человек стремится к Славе! Главная ценность – общественное признание! Теперь ценится смысл жизни, вопрос – каким меня запомнят люди? Это всё, что останется после меня? Чем я запомнюсь в памяти потомков?
Здесь человек подходит к некоторому пределу. Назад его волнует память, каким его запомнят люди, а вперед он невольно думает о конце своей жизни, о том, что его ждет после смерти на «том свете»? Начало этого процесса лежит ещё в Бытие, а вот конец уходит в трансцендентальное небытие.
Это уровень внимания, до восприятия которого многие люди поднимаются только к концу жизни, когда страсти утихают, и нет шума влечений. Какой шлейф он оставил в процессе своей жизни? Что он привнес: добро, или зло? Образ страшного суда, это конечно символизм, но он далеко не фантазийный. Здесь человек впервые начинает давать оценку своим мыслям и поступкам, оценивая Добро и Зло, Благо и Вред, Славу ему надо петь, или проклятие? Как он сам себя оценил бы, если бы разотождествился с самим собой, и стал независимым наблюдателем?
В начале диалектического развития ценности Славы, лежащей в Бытии, тоже возможна греховная «дурная бесконечность» стремления к личной славе, здесь пока ещё проявляется близость предыдущего уровня Власти, и Тщеславие обусловлено Гордыней, но с развитием, это качество отрывается от породившей его Власти, и становится Славой ради Славы.
Историческим примером можно привести поступок Герострата, который в 356 году до н. э. поджёг храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из семи чудес света. Герострат сознался, что сделал это для того, чтобы его имя помнили потомки! Собственно, помним, метод сработал )).
В артисты молодые люди идут в надежде на получение Славы. Здесь мы видим интересный встречный момент, когда будущий артист сначала хочет славы, потом определенной власти, когда он, как авторитет, сам решает – где ему сниматься, с кем работать, потом деньги, и удовольствия.
Подводя итоги можно сказать, мы здесь рассмотрели неполную цепочку превращений одних качеств (ценностей) в другие. В общественной культуре много говорится про три главных драйвера, которые «ведут» большинство людей по жизни – богатство, власть и слава! Но все три поводыря довольно лукавые, легко скидывают своих последователей в пропасть «дурной бесконечности».
Все они перехватывают управление, подчиняют человеческое Я себе, и ведут к страданию! Возвращаясь к началу статьи, я описал этот эффект, как попытку цветка прорасти сквозь толстый слой асфальта.
Главный и единственный способ удержаться от их влияния – это навык волевой концентрации внимания, навык рефлексии. Михай Чикментмихайи в книге «Поток» говорил, что самое главное, чему надо научиться – организации работы со своим сознанием! Внимание формирует личность, а личность направляет внимание. Этому всему можно и нужно учиться, и мы планируем создать образовательный проект в этой области.
Пока мы шли по пути эгоцентризма, ставя свои личные интересы выше интересов других людей, и выше общественных. Мы удовлетворяли только свои желания, мы стремились всех подчинить своей воле, стать самыми богатыми и самыми известными! Поэтому на нашем пути не встретилось ни любви, ни благородства, ни сострадания… ни одной добродетели – одни грехи!
И здесь, на уровне Славы, на уровне коллективной социальной оценки, мы вдруг понимаем, что весь этот «эгоцентричный путь» требует диалектической противоположности, и мы переходим в новый раздел ценностей – в социальные ценности. Но об этом в следующих статьях.