Когда обсуждается тема успеха, очень часто даются рекомендации – как достичь успеха, в чем секреты успеха, истории успешных людей, как будто понятие успеха всем очевидно. Никто, почему то, не дает определений Успеху. А ведь это далеко не такое однозначное понятие, каким кажется. Одни авторы связывают успех с богатством, с деньгами, другие говорят о ценностях, которые привели человека к успеху, третьи говорят об успехе, как об удаче, четвертые рассуждают скорее о счастье.
Секреты успеха у разных авторов тоже лежат в разных областях. Одни говорят о развитии мышления успешных людей, другие предлагают с утра до вечера внушать себе аффирмации, третьи учат развивать навыки и т.д.
Для того, что бы как-то систематизировать – как представление об успехе, так и методы, которые приводят к успеху, надо построить теоретическую модель Успеха. Формальное мышление здесь будет недостаточным инструментом, поэтому построим искомую модель в диалектической логике:
Онтология успеха будет отвечать на вопрос – ЧТО есть Успех, по каким внешним формальным признакам мы выделяем Успех.
Сущность успеха будет отвечать на вопрос – КАК успех достигается? Какие скрытые, невидимые для непосредственного восприятия свойства приводят к успеху? Какие законы действуют на пути реализации успеха?
Понятие успеха будет отвечать на вопрос – ЗАЧЕМ люди стремятся к успеху? Какие идеи лежат в основе мотивации деятельности по достижению успеха.
Давайте внимательно посмотрим на проблему онтологии успеха. Сущность и Понятие рассмотрим в следующий раз. Как сравнивать – кто успешнее, богатый миллионер, доктор наук, достигший результатов в теоретических исследованиях, какой-нибудь министр, сделавший успешную карьеру в государственных структурах, ловелас, встретившийся с сотнями женщин, или коллекционер марок, добывший ценную марку?
То есть первая проблема – отсутствие единой меры, для оценки успеха, и для сравнения различных «успешностей». Здесь же лежит проблема – вот миллионер, денег нажил, а друзей потерял, здоровье надорвал, попал в разработку полиции, и не сегодня – завтра сядет в тюрьму. Как оценить его успешность? Это вообще успех или провал, когда на пути к одному виду успеха, ты теряешь в других сторонах своей жизни?
Давайте положим онтологическое определение Успеха – как достижение поставленной Цели!
Успех невозможен без Цели! Нет цели, нельзя в принципе рассуждать об успехе. Даже когда мы оцениваем «успешность» другого человека, мы оцениваем его некому набору целей. Скажем в 80-е годы в СССР, негласным эталоном успешности было наличие квартиры, машины и дачи. И тогда мы всех прогоняем через этот фильтр, навязывая свои цели, и считая «успешными» только тех, кто удовлетворяет этим критериям.
Успех – это всегда достижение какой-либо конкретной цели, и не важно – это про деньги, про успехи в карьере, или про успешно спланированное и проведенное убийство или ограбление. Достижение любой поставленной цели позволяет говорить об успехе, не достижение – о неудаче. Неудачный насильник точно также неудачен, как «прогоревший» предприниматель, в том смысле, что у них у обоих «не получилось» достичь поставленной цели!
Обратите внимание, успех и удача в данном сравнении имею одинаковый онтологический статус. Успех от слова успеть, удача, от слова удалось, удалось успеть – и мы пришли к Успеху, опоздали, не успели, или попытка закончилась неудачей – и мы лузеры, лохи, неудачники.
Постановка цели – ключевое условие для начала гонки, в которой надо достичь успеха. Но многие люди себе никаких целей не ставят, видимо, чтобы не разочароваться от неудачи. Я сам приставал ко всем, спрашивал – есть у вас какой-то образ желаемого будущего, в котором вы достигаете успеха? Какого успеха вы хотите достичь? В ответ чаще всего неопределенное мычание, сопение, и попытка «ща я придумаю». Но это не Цель, это поведение простого, ничем не интересующегося человека. Этакий среднестатистический обыватель, никаких планов не строит, но считает себя важной личностью.
Мы же говорим о новом типе активности, реализуя которую человек раскрывает свое внутреннее Я, свою самость. Самость отличается от личности так же, как внешняя форма бутылки отличается от содержимого, которое в нее налито. Самость – это сущность человека, его внутренний стержень, или можно представить самость как внутренний родник, которые пробивается через толстый слой личности. Личность – это «личина», внешняя, формальная сторона человека, то «за чем» можно спрятаться. Многие люди окружают себя этими формальными факторами, подчеркивающими значимость их личности – «личины», в виде дворцов, машин, украшений, званий и т.д. Они «заслуженные», «уважаемые», «великие» — князья, генералы, артисты… парад тщеславия правит балл в сознании этих людей, выдавая всё это за успех. Но стоит ткнуть их посильнее, и за этой бетонной стеной величия их личности, чаще всего сидит совершенно неразвитая самость, просто глупый недоразвитый ребенок с манией величия. Хотя справедливости ради надо сказать, что есть и действительно сильные люди, с развитой самостью.
Многие сейчас говорят о личностном росте, но понимают ли они разницу между самостью и личностью, между внешним и внутренним?
Постановка целей открывает двери успеха. Пока цели нет, вы пребываете в этаком сне фантазий и грез. Есть определенный переход от фантазии к мечте, а от мечты к цели. Фантазия становится Мечтой, когда вызывает глубокий эмоциональный отклик, когда она «зацепила». Мечтать можно о многом, и о разном, а вот Цель становится рамкой, которая отсекает многое, и оставляет одно!
Цель – это образ желаемого будущего, который нам представляется эмоционально желаемым, ментально ценным, физически труднодостижимым. Как только мы положили цель, а мы ее положили в философском (логическом) смысле, целеполаганием, а она взяла и встала перед нами, как образ желаемого будущего, и мы говорим – цель стоит. Так вот, положив цель, мы автоматически приходим к средству, которое встает в диалектическое отрицание цели.
Помните тост из «кавказкой пленницы» — «имею желание купить дом, но не имею возможности, имею возможность купить козу, но не имею желания, так выпьем за то, что бы наши желания совпадали с нашими возможностями». Или иными словами – чтобы цели соответствовали доступному нам способу их осуществления. Если способов достичь цель нет, то это отменяет цель, мы говорим – цель не достижима!
Цель становится деятельностью, которая преодолевает сопротивление окружающей среды. Деятельность сродни движению в заданном целью направлении, ну а окружающая среда, как может, тормозит это движение вперед. Если цель достигается в результате несложных одноходовых операций, то мы, конечно, можем умереть от счастья, что успешно сходили в магазин за хлебом, но это скорее уровень задач, а не целей. То есть, Цель должна даваться с трудом, требовать серьезных усилий, в попытке достичь или проиграть.
Здесь мы приходим к тому, что достижение цели – это своего рода игра, с возможностью — как выигрыша, так и проигрыша. Соответственно, Успех – это выигрыш в игре по достижению целей. А раз мы имеем дело с игрой, то в любой игре есть свои правила, а на кону стоит та самая Цель. Это расширяет инструментальную базу, мы можем говорить о ролях, о правилах игры, ставки же в игре могут быть любыми – от денежных, до всей жизни человека.
Средства достижения, это то, чего на момент целеполагания ещё нет, и это то, что относится к категории внутренней «сущности». Повторюсь, что есть цель, как внешний фактор Успеха, цель составляет онтологию успеха, а есть невидимая внутренняя сущность успеха, к которой относится метод (способ) достижения цели, а также сюда входят навыки, представления, шаблоны поведения лица, совершившего целеполагание.
Третье, что мы автоматически получаем с целеполаганием, это Смысл (мотив). Цель, Метод (средство) и Смысл (понятие) составляют диалектическое триединство Успеха!
Смысл можно представить в форме вопроса — на фига козе баян? Это ответ на вопрос — что нам дает достижение поставленной цели? Смысл тоже находится в противоречии с целью, потому что часто он отменят Цель в связи с ее бессмысленностью, и это тоже большая проблема — люди зачастую ставят себе бессмысленные цели.
То есть, возникает страшная картина. 98% людей вообще не ставят себе никаких целей, в том смысле, что у них нет в представлении никакого образа успешного будущего. На вопрос – каким ты себе представляешь свое будущее они просто пожимают плечами. Они живут сегодняшним днем, текущим моментом, как нормальные социальные животные. Но даже те 2%, что планирую свое будущее, в 98% случаях делают это бессмысленно!
Здесь мы встречаемся с интересным наблюдением в онтологии успеха – раскруткой цели вверх и вниз. Раскрутка вверх – это попытка ответить на вопрос «а зачем тебе достигать эту цель, что ты будешь делать с результатом, когда ее достигнешь»? Раскрутка вниз отвечает на вопрос «что необходимо для достижение цели, чего не хватает, что бы ее достичь»?
Здесь нас подстерегают две ловушки. Раскручивая цель вверх, мы фактически отрицаем только что положенную цель, заменяя ее на цель более высокого уровня. На пример, цель – купить машину, а зачем тебе машина? Для поднятия своего социального статуса, все будут говорить, вот какой я молодец, машину себе купил! Да, но тогда цель состояла не в машине, а в социальном статусе. Причем если продолжить эту раскрутку вверх, то нам скоро будет нечего отвечать. Например, мы продолжим пример с машиной – а зачем тебе повышать социальный статус? Что бы ощущать себя более достойным человеком. А зачем тебе чувствовать себя достойным человеком? И человек впадает в легкий транс, он уже не знает что отвечать?
Раскручивая цель вниз, мы, фактически, тоже переносим конечную цель, и целью становится средство, при помощи чего мы хотели достичь конечной цели. Например, все та же машина. Что нам надо, что бы купить машину? Деньги! Где взять деньги? Нужна стабильная высокооплачиваемая работа, тогда можно взять кредит в банке. А что бы получить работу, надо получить образование.
То есть, то, что было целью для предыдущих промежуточных этапов, становится средством для последующих. Вот этот переход цели в средство, и наоборот, представляет серьезную проблему для понимания всего процесса реализации цели в формальной логике. Где цель, а где средство, которые то и дело меняются местами, и вызывает путаницу в понимании. Но в диалектической логике мы рассматриваем триединство Цели, Метода (средства) и Смысла (мотива).
Здесь проблема заключается в то – чьи цели мы считаем своими, когда ставим их перед собой? Очень часто это навязанные культурой, которые мы принимаем, и играем в навязанные игры по достижению этих целей. Скажем, те же «квартира, машина и дача», или мода на норковые шубы, или потребительский образ жизни, это все навязанные, иллюзорные цели.
Раскручивая цель вверх, мы буквально на 4-ом или 5-ом переходе упираемся в трансцендентальный характер высших целей. Зачем нам чувствовать себя «достойными» людьми? Мы уже не можем ответить.
Смыслы очень сильно зависят от социального контекста. Ещё 150 лет назад представление об успешности было другим, дожить до 40 лет было успехом, а скотина в хозяйстве была критерием богатства.
Сегодняшние представления об успехи были заложены в 1936 -1937 годах двумя авторами, в 1936-ом вышла книга Дейла Карнеги как завоевывать друзей, в которой Карнеги ввел понятие личностного роста, анализ успешности на основе биографий великих людей, и ключевое понятие успешного человека – навык коммуникации. Успех у Карнеги сводился к богатству, которое можно представить как продаже чего-либо другому. Главный критерий успешности — это всегда результат продажи, а для продаж важен навык коммуникации. Еще Дейл Карнеги говорил о личностном росте, он создал первый институт развития личности. Так что это модное понятие появилось благодаря ему.
Наполеон Хилл в 1937 году выпустил книгу «Думай и богатей», главный посыл которой – мысли материальны! Мышление способно изменять вашу жизнь к лучшему, если ваши мысли насыщены энергией желания, полны эмоций, вас реально вдохновляет образ желаемого будущего. Именно Хилл посчитал, что реальный образ желаемого будущего есть в лучшем случае у 2% людей, а остальные живут серую жизнь без представлений о лучшем будущем. Хилл ввел главный инструмент – аффирмации. Убеждайте сами себя.
Концепция «личностного развития» определяет новую элиту, обладающую недоступными другим элитарными знаниями. Надо сказать, что ключевое целеполагание, как залог самой мысли о лучшем будущем, свойственен не только людям. Этим же недоразвитием болеют и компании. Если спросить у 100 директоров – какой образ лучшего будущего есть у компании, к чему она стремится, то в 90% ответ будет – отстань от меня с этими глупостями, мне надо кредит закрыть, зарплату выплатить, и т.д… То есть, все один в один как и 98% обывателей.
Страны тоже страдают этой недоразвитостью, неосознанностью. Какой образ лучшего будущего у России, у США, у Германии? Его нет! Все заняты повседневными проблемами, и никто не в состоянии мечтать о лучшем будущем, мечтать, что бы потом эти мечты породили одну большую настоящую цель.