Философия вначале была онтологией, учением о бытии, о том – что существует? И, конечно, первым делом «существовали» материальные объекты – вещи, явления, события. Но уже в античные времена Платон ввёл в философию «мир идей», противопоставив его «миру вещей», и с тех пор все мыслители стали делиться на «идеалистов» и «материалистов». Подход «или – или» породил классическую формальную логику, которая не устарела и до сих пор, вызвав бурный рост научно-технического прогресса современной цивилизации.
Параллельно этому прогрессу, еще в начале 19 века, Гегель дополнил дихотомию «материя» — «идея» третьим полюсом, достроив диполь до треугольника. В его диалектической логике Бытие олицетворяет «мир вещей», а вот «мир идей» расщепился на два – на Сущность, и на Понятие. Сущность выражает внутренний смысл вещи, совокупность её свойств, при взаимодействии с другими вещами, которые не очевидны при первоначальном восприятии вещи, вещь как-бы раскрывается, проявляя свои внутренние свойства. Сущность вещей доступна к познанию даже животными. Скажем кошка, впервые увидевшая мяч, еще не знает — как он себя поведет? Но вдоволь наигравшись, ей уже становится понятно — что от него ждать. Можно сказать — кошка постигла сущность мяча. А вот Понятие – это исключительно человеческая категория, это проявление второй сигнальной системы (речь) давать именование тому, что мы наблюдаем. К сожалению, диалектическая логика пока не нашла своего практического воплощения, и не привела к каким-либо изменениям в цивилизации, но все ещё впереди.
Традиционно считается, что именно благодаря диалектическому мышлению мы познаем новое, придумываем классификацию объектов, генерируем научные теории, строим абстрактные модели. Но четких формальных определений для этих процессов мы создать не можем. Здесь происходит скачек в мерности мышления, формальные операции производятся в двухмерном плоском мышлении, тогда как синтетическое трехмерное мышление не имеет языковых форм!
Это очень важное наблюдение, мы не можем сформулировать – какие операции происходят в сознании писателя, художника или конструктора, когда они поглощены актом творчества, придумывания или генерации идеи. Сама идея впоследствии хорошо описывается средствами формальной логики, но вот вопрос её порождения формализовать нельзя.
В начале 20 века философия ознаменовалась «поворотом к языку» Витгенштейна, в «Логико-философском трактате» которого было сказано:
1. Мир есть все то, что явлено.
2. То, что явлено, иначе факт — есть наличие совокупности позиций.
3. Логической картиной фактов служит мысль.
4. Мысль есть высказывание, наделенное смыслом.
Здесь надо подробнее остановиться на важном различии. Онтология метафизики подразумевала существование 4-х стихий, огня, воды, воздуха и земли. В классической физике это (соответственно) энергия, время, пространство, и сама материя! И считалось, что «мир идей», он совсем другой, диаметрально противоположный. Но ещё Пифагор отмечал, что мир состоит из чисел, все можно измерить и описать математически. Сегодня мы сказали бы, что всё можно оцифровать.
Тут мы приходим к очень важной категории – Информации! Информация, будучи неотъемлемой частью бытия, тем не менее не входит в число 4-х первостихий, с которыми работали древние философы. Хотя она обладает свойством все объёмистости для вселенной. Все объекты несут информацию о себе.
Надо отметить, что информация, как таковая, становится информацией только в сознании… Если нет осознающего разума, то информация становится избыточным качеством вселенной. А так как во вселенной нет ничего «лишнего», то очевидно, что и сознание становится неотъемлемым свойством вселенной, которое должно дополнить 4 стихии метафизики. Мир есть число только «в глазах наблюдающего разума». И, таким образом, Разум или Сознание должны быть первоосновой мироздания, и качество «разумности» является таким же неотъемлемым, как и качество протяженности.
Надо отметить, что древние философы работали не с вещами материального мира, а с информацией об этих вещах, просто их сознание не могло разотождествить «вещь», с «информацией о вещи». Точно также на другом конце логики они не разотождествляли свои идеи (мысли) с языком, на котором они их думали. В результате получилась дихотомия «мир идей» – «мир вещей».
Заслуга Витгенштейна как раз в том и заключается, что он разделил как «Бытие» с «Фактом», так и «Мысль» с «Речью». И получилось, что весь процесс остается в рамках сознания, которое работает только с информацией. «Мир вещей» стал «миром фактов». Вещь воспринимается как факт, можно сказать — как информация. Эта информация формализуется в языке, структура которого позволяет мышлению обрабатывать поступающую информацию. Само мышление – формально, соответствует формальной логике. Плоское (двумерное, формальное) мышление способно только повторять, «озвучивать» поток восприятия – «иду к кулеру, попить водички». В своем предельном выражении формальная логика способна на логические операции – сравнение, сложение (и вся математика), условие (выбор «если – то»). Такой подход не подразумевает никаких озарений или открытий, только простые выводы, следующие из исходных данных.
Чуть выше в мерности логики стоит поэзия. Аллегории или метафоры имеют другой смысл, по сравнению с их буквальным прочтением, и это создает многомерность. Мы говорим одно, но подразумеваем другое, и этот смысл передается, понимается адресатом речевого сообщения. Но в целом язык плоский, он выражает формальное мышление. Мало того, в большинстве случаев, когда идет простое изложение, мерность языка становится линейной (одномерной). В таких случаях вообще думать не надо. А вот примером усложнения языка, будет именование новых объектов, попадающих в сферу познания. Этот процесс не описывается правилами языка, он сродни творчеству.
То есть, я бы не стал отождествлять мышление только лишь с языком. Да мы проговариваем мысли, мы кладем их на бумагу используя формальные правила, но и процесс постижения сущности мяча кошкой, которая, разумеется, ничего не проговаривает, и процесс творчества, выходят за рамки языка.