У меня был план написать этакую «кулинарную книгу» по приготовлению различных сообществ, но в целом, теория сообществ, это одно из направлений более общей теории – теории социальных изменений (преобразований). Много говорилось, что Советский Союз был побежден не летальным оружием, а некими социальными технологиями. Любые социальные технологии имеют под собой какую-то теоретическую базу, о создании которой и пойдет речь далее.
Дело в том, что существует довольно много работ по сообществам, по социологии, по психологии, но там либо умозрительные теории, которые никак не привязываются к практике, либо описание фактов, из которых не строится теория. В конечном счете описания именно той технологии, которой был разрушен СССР до сих пор никто не представил, одни досужие домыслы. А надо, чтобы было теоретическое обоснование, хоть какая-нибудь модель, описывающая реальность.
Я берусь описать общие принципы работы с социумом, попытаться понять сущность этой социальной материи, с которой предстоит работать на практике.
Первый философский принцип заключается в соотношении формы и содержания. Форма – это структура сообщества, его организационная структура. Содержание – это идея и смысл существования сообщества, что и зачем оно делает? В общем виде – это конечная цель, ради которой осуществляется трансформация.
Начинается все с некой идеи, «а давайте…» и далее какое-то предложение, ради которого надо изменяться – объединиться, трансформироваться, создать сообщество. Это Содержание. Но само сообщество – это уже некая структура, распределение обязанностей, где каждый участник играет свою роль, выполняет свою функцию. Это уже Форма. Любое изменение социума, это изменение связей внутри сообщества, изменение структуры. Связность сообщества может иметь различные архитектурные формы, или другими словами, образовывать графы.
Соответственно существует два типа отклонений от нормы, этаких ошибочных представлений, когда упор делается либо на Форму, либо на Содержание. В России любимая болезнь – из всех социальных преобразований, из всех сообществ – делать КПСС! Это сильный упор на форму, огромный штат, который непонятно чем занимается, отсутствие смысла деятельности, который часто заменяется псевдо идеологий, делается это нарочито, цели существования сообщества – абстрактные (типа – мир во всем мире), методов достижения таких целей нет, или они тоже абстрактные (типа – мы будем помогать людям).
Второй тип отклонения – это переизбыток содержания без формы. Здесь болезнь выражается в стремлении построить некие не иерархичные, или сете-центричные структуры, без явных лидеров и системы подчиненности. Идеи могут быть любыми – от развития участниками индивидуальных сверхспособностей, до создания урбанистических сообществ. В попытке всех участников сделать равными, часто теряется возможность осуществлять деятельность, потому что распределение функций – это уже нарушение равенства, а еще кто-то должен контроль осуществлять, подгонять отстающих… Как результат – происходит полный отказ от деятельности, как таковой. Но это тупик. Для сообществ типа «клуб — курилка», где больше про «поговорить», чем про «сделать», такая бесформенность ещё как-то допускается, но это все равно — конечная станция.
Дальнейшего развития не получается ни в первом, ни во втором типе отклонений. Только единство формы и содержания дает возможность дальнейшего развития сообщества.
Из этого следует несколько важных выводов. Любое социальное изменение, любая трансформация, проходят несколько важных этапов, на каждом из которых решается определенное противоречие, некий парадокс. Первый парадокс, на котором спотыкаются все попытки социальных трансформаций – Что мы делаем? К чему стремимся?
К слову, идея коммунизма, не смотря на то, что был построен Советский Союз, так и не решила этого противоречия! Вначале идея Коммунизма, как высшей формы развития человеческого общества, была заменена идеей Социализма, как общества социальной справедливости, но и это упрощение не выдержало проверки временем, и структура развалилась, так и не отрефлексировав, по словам Александра Зиновьева, основ своего существования.
Итак, первое, что должно быть сделано – это генерация идеи, осознание смысла трансформации, организации сообщества. Это и есть философское Содержание. Идея возникает в сообществе, в котором еще нет формы, нет главных, нет подчиненных. Есть только идея, информационный образ, который как вирус, проникает в сознание людей и «опыляет» его. Идея, заразившая умы членов сообщества, вызревает и требует какой-то деятельности. А для деятельности надо решить второе противоречие (парадокс): выстроить организационную структуру. Деятельность невозможна без кристаллизации структуры сообщества. Это и есть философская форма. Не сформировав структуру, сообщество не вызревает в следующий этап своего развития, так и оставаясь «курилкой». Многие люди с чем-то не согласны, но дальше «разговоров на кухне» это не заходит. Часто осознанная на первом этапе проблема (или идея) так и остается всего лишь «информационным поводом», не создавая структур на втором.
Второй принцип – энергии, которая приводит к созданию и развитию сообщества. Все в мире основано на энергии, и для сообществ этот принцип тоже основополагающий. Откуда брать энергию для трансформации общества, если само общество крайне инерционно, это скорее среда? Возникновение сообществ (групп), сродни возникновению диссипативных структур в опытах Пригожина, но у него эти структуры формировались на основе «халявной» энергии извне, там как под чайником можно было просто конфорку посильнее сделать. Диссипативные структуры Пригожина (как и структура сообщества) возникают на месте преобразования энергии, в следствии её избытка. Но как быть с живой социальной материей? Что будет энергией для нее? Это принципиальный вопрос.
Энергия может поступать извне, а может генерироваться изнутри. Скажем, любой коммерческий проект, который прошел точку безубыточности и вышел на самоокупаемость, это социальный проект, с выстроенной структурой внутренних связей (отношений), который генерирует финансовый поток, который и является для него средством существования, или источником энергии.
А вот финансирование США общественных организаций на территории других стран, под видом развития демократии в этих странах, это внешний источник энергии. Стоило принять в России Закон «об иностранных агентах», и все эти организации растворились в окружающей среде, как будто бы их никогда и не было.
Здесь мы видим дальнейшее развитие. Для осуществления деятельности нужна энергия, а в результате деятельности появляется некий продукт, обладающей некой ценностью. Если ценность данного продукта выше затрат на его производство, то колебательный контур возбуждается и входит в режим автоколебаний. А если нет, то начальная инициатива затухает и идея умирает.
Обычно все начинается с идеи, озвученной будущим лидером! Дальше два варианта развития событий: либо тратится энергия лидера, он становится этаким локомотивом, который вкладывает собственные силы, время и деньги, тащит на своей горбушке других участников проекта, либо он со-организует энергию других участников, в случае, если есть что организовывать, и эта энергия из участников выделяется.
Зачастую участники проекта на словах одобряют идею, озвученную инициатором, но ничего потом не делают. Энергии нет! Мало того, есть такая болезнь, когда кто-то из участников начинает учить лидера, указывать ему – что он неправильно делает! При этом взять управление в свои руки – отказывается, Лидер — Ты, а Я буду тебе говорить – как надо правильно делать. То есть, вместо совместного действия и складывания усилий, Лидер получает дополнительную нагрузку – критику, сопротивление и недовольство. Всё, что делают участники, это усаживаются поудобнее на шее Лидера проекта, и… давай Ваня, трогай. Некоторые проекты чудом выезжают, если Лидер сильный, он вытащит. Но большинство проектов разваливаются. Виноват, по мнению большинства участников – Лидер, слабенький попался, но правильный ответ – энергии не хватило.. Никто не хотел рвать задницу, все хотели на чужом горбу в рай попасть, генерации энергии от других участников проекта не было, и проект кончился.
Вот эта позиция – считать свое участие в проекте, свою помощь, только как указание – что надо делать другим, это, как я уже сказал — болезнь сообщества. От команды стартаппа до политической партии, «я умнее всех, но лидером быть не хочу, лидер у нас Ваня, и делать ничего не буду…», давайте, убеждайте меня, а я буду с вами спорить из над-лидерской позиции. Быть лидером — это много работы и ответственности, но я хочу быть выше лидера, быть во главе, но не нести никакой ответственности. Поэтому я критикую, что бы все меня слушались, включая и лидера. Но ничего конкретного нового я не предлагаю, не делаю, я просто ругаю все предложенное другими. Это как раз про энергию, такое поведение отбирает энергию из системы, не давая ничего взамен.
Во втором варианте, задача лидера – поддержать, собрать и направить энергию других участников. С избытком энергии работать проще, если желание действовать зашкаливает, участников кипят энергией, то организация структуры происходит гораздо легче.
Из этого принципа (второго) следует важный вывод: Что мы реализуем — Организацию или Самоорганизацию сообщества? Если есть внешний ресурс, то США создают либерально — демократические сообщества по всему миру, которые ставят своей целью – развитие свободы и демократии в данной конкретно стране. Точно так же у нас работали партизанские отряды в годы войны, поддерживая марксистско–ленинскую идеологию на оккупированных территориях. Это внешний источник финансирования, и это организация. Здесь можно привести пример «космической нации «Асгардия», которую реализует богатый человек Игорь Ашурбейли. Он создал этакое виртуальное государство, и нашел множество сторонников, которые помогают ему потратить деньги. К сожалению, Игорь наступил на все грабли, которые мы до этого описали, как ошибочные. Он создал все тот же КПСС, но в виде космической империи, он сам оплачивает все затраты, никак не реализуя энергию сподвижников.
Самоорганизация – это когда сообщество обеспечивает финансовый поток и оплачивает свои затраты само. Когда в движение идет поток новых участников, когда генерируются новые идеи, это все признаки самоорганизации, которые можно вывести из генерации энергии.
Третий принцип – баланса. При создании любого сообщества, все инициаторы блуждают в трех соснах – Что, Как, и Зачем? Казалось бы, уж куда проще, но все известные мне сообщества терялись именно здесь.
Первый вопрос — какая цель нашего сообщества? Что мы хотим? Мы с этого начинали, это содержание. Но стоит начать формулировать, то мы сваливаемся сразу в несколько ловушек. Самая популярная ловушка – формулировать цель в форме «за все хорошее, против всего плохого».
Вторая ловушка ставить абстрактные цели, типа – спасение России, или даже спасение человечества. Можно попроще, типа развития инновационных технологий, или создания среды всеобщего благоденствия. Здесь хорошо работает проверка по коучинговой технологии SMART: специфичность, измеримость, достижимость, реалистичность и ограниченность во времени. Специфичность цели образует рамку, или границу, чем мы точно не занимаемся. Измеримость, достижимость и реалистичность отсекает всю иррациональную составляющую, а время устанавливает требования динамики процесса.
Любая сформулированная цель, волей неволей вызывает вопрос смысла – а зачем это, кому это нужно? Зачем участникам социума этим заниматься? Какую боль или проблему участникам сообщества закрывает их участие? Что оно дает им? И тут начинается выдача желаемого за действительное. Часто гордыня, высокомерие, жажда наживы, стремление к власти и славе выдается за желание помогать людям, решать важные социальные проблемы, обеспечить защиту и безопасность… Выявить это очень легко. У любой цели возможна очень простая возгонка смысла. Скажем, мы ставим цель – создать сообщество доброй воли. Спрашивает — Как и Зачем? Мы будем оказывать помощь всем желающим (как), что бы люди были счастливы! Второй виток – как вы будете оказывать помощь? И зачем вам счастливые люди? И дальше начинается… мы будем оказывать помощь по интернету… счастливые люди создадут счастливые семьи… в общем на каком то этапе обязательно начнется театр абсурда, я выше 4-го уровня ни разу не поднимался. Причем, если до 4-го уровня организаторы сообщества еще могут описать – «Зачем» это надо, то это уже уровень, я бы сказал — достижение! Чаще всего общественные начинания «ломаются» на втором, самые продуманные – на третьем уровне смысла «зачем».
Это моя любимая игрушка стала в последнее время для экспресс-тестирования любых сообществ. Начинаем смотреть заявленные цели, оцениваем их конкретность, достижимость, реалистичность, далее смотрим – как предлагается эти цели достигать? И вишенка на торте – Зачем? Смысловая возгонка дает интересный эффект, смысл на втором или третьем уровне «а зачем вам это?» зачастую полностью меняет первоначально заявленную цель!
Следствие из этого принципа заключается в том, что очень легко заблудиться в целеполагании сообщества. Раскрутка смыслов одновременно является и раскруткой сознания, раскруткой представления о том – чем же, собственно, наше сообщество занимается?
И здесь мы автоматически приходим к четвертому принципу – мифу сообщества. Здесь надо сказать, что «жить по правде», это тоже один из мифов. Никто (на самом деле) по правде не живет. Если внимательно посмотреть на мир, то выяснится, что правда очень часто неприятна для восприятия! Мало того, человеку очень больно жить в правде, это значит – осознавать свои слабости и недостатки, свою никчемность, одиночество… Мы привыкаем жить в культуре лжи. Мы врем из вежливости, из уважения, потому, что «так надо», или так принято. Мы всегда соглашаемся с мнением руководства, мы будем улыбаться и принимать их позицию. Сознание не способно жить в этом кошмаре, но все исправляет – Миф! И жизнь заиграла красками, мы надеемся, что завтра все изменится, все наладится, все появится… мы верим, что живем в самой прекрасной стране, возглавляемой мудрым вождем, что нам повезло устроиться на эту работу, что у нас хорошая семья, и лучшие в мире друзья… Все вокруг нас – миф, индейцы майя и буддисты утверждают, что сама наша жизнь – иллюзия.
Вера в Миф – вот одна из основ построения сообщества. Все сообщества живут в мифе! Спортивные фанаты верят, что именно их спортивная команда – победит, потому что она лучшая. Верующие верят, что Иисус Христос взял на себя все грехи мира, и что надо молиться ему для спасения души…
Чем красивее миф, чем он ярче, запоминающееся, чем больше эмоций он вызывает, тем более вокруг него можно собрать сообщество.
Из этого принципа следует, что Сообщество очень легко разрушить, сломав мечту, развенчав миф сообщества. Именно на этой поляне развернулась борьба против СССР. Светлой будущее и рай на земле превратили в концлагерь, «тюрьму народов» и «социалистическое рабство». Страна, где произошел голодомор, где были осуществлены страшные репрессии против граждан, не имеет права на существование. Вот классический пример уничтожения мечты, а можно сказать мифа о светлом коммунистическом будущем.
Пятый принцип – эгрегор сообщества. Это очень спорная тема и само понятие эгрегора очень абстрактное, но обратите внимание, сейчас много говорится о так называемых «живых городах», по сути это города, в которых возникли урбанистические сообщества. У города появляется душа, город «оживает». «Родина – мать зовет», это тоже образ некого эгрегора «Родины», который по сути – живой, он зовет. Причем эгрегор России – «вечно молодая», она постоянно преображается, трансформируется, постоянно воюет и расширяет территорию за счет побед. Горький в песне о буревестнике описывает Дух, который витает над страной в виде буревестника — «а он, мятежный, ищет бури, как будто в буре есть покой». Или коммунистический манифест начинается словами – «призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». А ещё есть притча, что «революция пожирает своих детей». Обратите внимание, везде над сообществом представляется некая незримая сущность, которая и является эгрегором. Можно сказать, что Эгрегор является частью мифа сообщества, но только мифа трансцендентального, выходящего за пределы здравого смысла.
Следствие из этого принципа заключается в том, что создав Эгрегора, мы получаем культовое сообщество. Культ надо кормить, Эгрегор потребует церемоний, обрядов, жертвоприношений, причем в качестве жертвы здесь не обязательно – классическое заклание, это могут быть время, внимание, эмоции участников сообщества. Но зато культовое сообщество становится заметным явлением на фоне унылых начинаний «за все хорошее, против всего плохого».
Шестой принцип – ментальный экстаз. Очень часто воображение человека приводит к тому, что эндокринная система начинает вырабатывать гормоны – тестостерон, адреналин, окситоцин, нервная система вырабатывает нейромедиаторы — дофамин, эндорфин, серотонин. Это приводит к тому, или иному эмоциональному окрасу восприятия ситуации.
Все события своей жизни человек в конечном счете воспринимает через призму – понравилось ему это, или нет! Возбуждение может нарастать как в сторону страха, так и в сторону удовольствия, наслаждения, радости, счастья, эйфории. Высшей формой наслаждения считается (условно) ментальный экстаз.
Ментальный экстаз переживается в большом количестве случаев. Болельщики на стадионе, орущие «го-о-л», испытывают ментальный экстаз от победы любимой команды, любители экстремальных видов спорта «пьянеют» от гонок, спусков, или прыжков…
Классический ментальный экстаз пережил Архимед, когда он бегал по Сиракузам и орал «эврика». Он, правда, не создавал при этом сообщество, но сообщества мыслителей вполне могут объединяться для совместных открытий.
Если повнимательнее посмотреть, то та или иная степень ментального экстаза прослеживается в большом количестве случаев:
— экстаз от мантры — я самый богатый, у меня, наконец, есть своя яхта, вертолет, машина, квартира…
— музыкальные экзальтации, объединяют уже фанатов, таящих от «кумиров».
— верующие испытывают религиозный экстаз, чувство единения с богом, благости,
— есть поспокойнее «влечения» — типа филателистов, нумизматов, которые «тащатся» от обладания редкой маркой или дорогой монетой.
— есть Охотники, Игроки, Жулики, они стремящиеся к легкой добыче, их «прет» возможности обогатится.
— даже собаководы, и то своего рода жертвы влечения,
— сторонники «здорового образа жизни», кофеманы, все, по сути, страдают влечением, как и классические алкоголики.
Наше восприятие запоминает то, что доставило нам удовольствие, и стремится повторять это многократно. Еще в 1954 году Джеймсом Олдсом и Питером Милнером был поставлен знаменитый эксперимент на крысах, которым имплантировали электрод в «центр удовольствия», крысы могли стимулировать себя нажатием на педальку, в среднем через 3-5 дней они умирали от истощения, не в силах оторваться от «кайфа».
Негативное следствие из этого принципа заключается в том, что человек начинает переживать некую эйфорию, и у него отключается мышление, поэтому всей глубины смыслов он просто не успевает продумать. Он уже в своих мыслях — чемпион, президент, обладатель, самый – самый… и он «поплыл» в приятной неге своей воображаемой победы. У него случился ментальный экстаз.
Стремление к ментальному экстазу очень сильное, именно оно является мотивом для деятельности и в том числе, для участия в сообществе. Это своего рода магнит, который тянет участника, причем иногда против его воли.
Вот пока шесть принципов, которые безусловно оказывают влияние на социальные преобразования, и в частности на создание и развитие сообществ.