У меня давно была идея описать навыки, которым нигде не учат, и создать по освоению этих навыков некую специальную школу. С рабочим пока названием – Креатон. Обычные учебные учреждения – это своего рода конвейер, насыпали на вход свежих участников, произвели над ними типовые технологические операции, согласно школьной программе, и вот вам выпускники. Но основное качество, которое подразумевается развивающимся – это знания ума, ни про чувства ничего не говорится, ни про волю, ни про тело, да и Умом учат пользоваться только для запоминания, генерации творческой активности не учат, интуиции не учат, контролю за потоком собственного сознания тоже не учат. В психологическом плане большинство людей застревает на уровне подростков, многие и вовсе детский уровень психологического взросления не проходят, но в широкой культуре на это внимание не обращается, за собой лучше смотри.
Поэтому я хотел бы описать навыки, которые предлагается развивать в этой предполагаемой школе. Они легко делятся потоки — у человека есть Тело, Чувства, Ум и Воля.
Первый навык – креативное мышление, лежит на стыке Ума и Воли. Здесь хочется оговориться, данный навык настолько важен, что предполагается, что он будет вынесен в название Школы – Креатон. Креативность – это способность создавать новое и иное, это Божественный дар. Как говорится, человек создан по образу и подобию божиему. По образу, это внешняя образность, а подобие это некое внутреннее качество, это способность создавать (креативить). Бог создал небо и землю, создал человека, и единственное важное отличие человека от всего остального животного мира заключается в том, что он способен к созиданию.
Креативность, это комплексный навык, у многих (у большинства) он не развит. Это некая внутренняя свобода самовыражения, радость творчества. Это одно из самых сильных переживаний, доступное человеку. Но большинство людей живут в лабиринтах рамок и ограничений, правил и норм. Они не могут себе позволить то, чего им никто не разрешил. Поэтому пребывают в состоянии вечного ожидания чего-то…
Что бы стать творцом, надо стать личностью с развитой субъектностью, а это по команде не происходит. Для этого надо взрастить в человеке росток его внутренней воли, это процесс, который требует времени, ухода и терпения.
Что делает Человека субъектом? Почему большинство людей проживают серенькую, ничем не примечательную жизнь, а некоторые прямо жгут, оставляют след, изменяют правила? Вот, собственно, благодаря развитой субъектности, развитой воле, которая накачивает их внутренней энергией. Начинается развитие воли с умения (а это навык и есть) работы со временем.
Первый шаг – это «личная история»! Можно назвать это вторым навыком – написание собственной истории. Здесь надо оговориться, что история – это не просто события, которые произошли в прошлом, это в первую очередь интерпретация прошедших событий. Обратите внимание, в любой стране, любой новый правитель всегда переписывает историю. История требует субъектности, это всегда субъективное описание, и кому, как не человеку, стремящемуся к развитию субъектности, заняться написанием собственной истории? Большинство людей имеет историю родился-женился-умер. Из поколения в поколение передают сказания только о былинных героях, тех самых, с развитой субъектностью, которые не побоялись, которые свершили какие-то подвиги…
Так потихонечку и полегонечку, метанавык Субъектности начинает складываться из навыков помельче. После контроля над своим прошлым временем, следующим шагом становится контроль над будущим. И третий навык – планирование будущего, который включает в себя целеполагание, организованность и ответственность. Вот здесь уже субъектность крепнет и переходит на новый уровень своего развития. Личная история – это управление своим прошлым, планирование будущего – это уже управление своим будущим. Целеполагание основано на моделе SMART? Цели должны быть S – специфичны (конкретны), M – измеримы, А – достижимы, R – релевантны (значимы), Т – ограничены во времени. Организованность и ответственность обозначают то, что вы следуете своему собственному плану, преодолеваете внутреннее сопротивление лени, страха, разочарования. Существует несколько практических приемов преодоления этих внутренних барьеров. И, наверное, самый главный навык для этого (четвертый) – умение социального взаимодействия. Здесь работает принцип, что развитие возможно только в социуме, только благодаря социуму. И конечно навыки коммуникации, построения отношений, взаимодействия, это то, чему никто никогда специально не учит.
Для социума важны навыки эмоционального интеллекта. Умение контролировать свои эмоции, вставать на позицию партнера, возможность взглянуть на сутуацию не только из своей позиции (рефлексия), но и из позиций всех остальных участников (контрафлексия), умение переключаться между ними. А высший пилотаж, это умение вставать в некую мета-позицию НАД спором или конфликтом, выход на уровень, на котором текущий спор остается малозначащей «мышиной возней» где-то внизу.
Вообще навык работы с «позицией», это по большому счету что-то запредельное для большинства людей. Есть тренинги, которые учат мышлению миллионера, но это всего лишь вопрос позиции. Истории известны сотни «счастливчиков», сорвавших крупные денежные выигрыши в лотерею. Но подавляющее большинство этих победителей, со временем, не только не стали богаче, многи просто физически не пережили свалившееся им на голову богатство. Они очень быстро теряли эти деньги и продолжали влачить жалкое существование только потому, что у них была позиция «бедного», они не знали — что делать с деньгами, и деньги покидали их. А вот настоящий миллионер, даже потеряв деньги, их через какое-то время их снова обретает!
Можно сказать, что материальное положение каждого из нас в точности соответствует его отношению, его позиции… и навык чувствовать эти позиции, работать с ними, переключаться между ними – это тоже навык развитой личности и развитой субъектности.
Причем всё выше сказанное по отношению денег, имеет абсолютно такое же отношение к здоровью, к счастью, к социальному положению… Здоровый внутренне человек везде будет здоровым, а личность, настроенная на болезнь, не сможет быть излечена даже самыми лучшими докторами. Самые дорогие медикаменты будут бессильны, если уж позиция больного – доказать всем, что они по-настоящему больны! Позиция счастливого человека не сможет быть повержена даже серьезными жизненными потрясениями, и здесь, наверное, даже проще для понимания – оптимист – это внутренняя позиция, как и пессимист, она понятна и легко представляется, у оптимиста стакан наполовину полон, у пессимиста наполовину пуст! Это и есть позиция, это внутренняя вера, внутреннее отношение, которое чаще всего не рефлексируется, и не осознается. Но со стороны это прекрасно видно.
Лидер – это тоже позиция, уже волевая. Лидера куда не поставь, он везде будет гнуть свою линию. Потому что это его позиция, он позволяет себе полевать. Именно лидерская позиция становится в субъектности самой видимой.
Качество нашей жизни определяется качеством нашего мышления. В теории марксизма говорилось, что бытие определяет сознание, но это неразрывно связанные между собой понятия. Точно так же как спор о первичности материи или сознания, яйца или курицы, точно так же связаны между собой сознание и бытие, некоторые философы (в частности Мамардашвили) утверждают, что сознание и есть бытие, что сознание тождественно бытию.
Это и есть про позицию! Все проблемы человека, связанные с материальным положением, с установлением отношений в семье или на работе, с самореализацией и т.д. идут от неразвитости мышления в этих сферах.
Самый противоречивый вопрос – это вопрос эффективного развития. Мы вкладываем в достижение некого результата своё время, силы, материальные затраты… но может оказаться так, что все наши усилия оказались тщетными. Есть такой миф про Сизифа, который пытается вкатить на гору камень, и тот всегда срывается и катится вниз, что породило понятие «сизифов труд», то есть бесполезный, неэффективный способ достижения целей. А как мы ставили себе цели, а зачем? Везде возникает противоречие из серии – не ходил бы ты Ванек во солдаты! Вот ведь не было печали, взяла бабка порося. А с другой стороны, ну не будешь ничего нового делать, ничего нового и не произойдет, никакого развития не будет.
Это новые методы мышления в логике нелинейных когнитивных операторов Громова. Их тоже пока никто не преподает.
Экономика 21 века будет основана на чем-то человеческом. Большая часть производства будет осуществляться на роботизированных линиях под управлением искусственного интеллекта. Человека выдавят из сферы производства. Единственное конкурентное преимущество, на котором человек сможет ещё посоперничать на экономическом рынке за место под солнцем, это технологии человечности – экономика креатива, экономика любви, экономика социального взаимодействия.
Я хочу крикнуть в пустоту – лю-ю-ди… Кому это вообще интересно? Есть кто-нибудь, кто захочет развивать этот проект? Буду рад вас видеть в нашей команде. Пишите kav23@mail.ru