Мы любили делать вид,
будто мы сошли с ума…
(группа Крематорий)
Одна из проблем, которую человечество начинает осознавать в последнее время, это способность генерации нового иного. Хотя для большинства людей здесь никакой проблемы здесь нет, у них просто нет такой потребности, они живут в полностью обусловленном мире, где все заранее определено. Но как только возникает необходимость развития, сразу встает вопрос придумывания нового иного, отличающегося от того, к чему мы привыкли… и оказывается, что большинство людей весьма посредственны в своей фантазии, что они связаны и ограничены в своем воображении.
Мы привыкаем в своем сознании к устоявшимся формам настолько, что даже мышлению устанавливаем правила и законы. В результате, даже если мы придумываем сказку, то используем шаблоны, у нас главный герой должен – первое, второе, третье… потерять принцессу, обзавестись друзьями, которые помогут ему победить дракона, потом непременно битва, и победа добра. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, тоже идет по этому пути, пытаясь шаблонизировать процессы мышления.
Наш Ум – это с одной стороны инструмент анализа внешнего мира, но с другой стороны — главный ручной тормоз фантазии и воображения. Он очень сильно привязывается к известным формам и не дает помыслить ничего, что в них не укладывается. Мы как-то играли на групповых занятиях в игру, где надо было продолжить рассказ (сказку) самым нелогичным предложением, а следующий участник должен был продолжать уже с учетом сказанного, так многие впадали в ступор, будучи не в состоянии выйти за рамки…
Для преодоления этого ограничения нужно изменить сознание. Этого могут быть измененные состояния сознания (ИСС) под влиянием алкоголя или наркотиков, которые с одной стороны притупляют способности к аналитическому мышлению, но с другой стороны снимают этот тормоз на генерацию собственной фантазии. Не зря многие художники или поэты так любили чем-то злоупотребить, им легче творилось. Но это очень опасный путь, еще один способ – деконцентрация внимания по методу О.Г. Бахтиярова, когда последовательно находятся и снимаются все блоки сознания.
Но есть третий способ, не такой травмирующий, как первый, и не такой сложный, как второй… снимать ограничения ума можно игрой в придурковатость, причем описанная выше игра с продолжением рассказа, может быть одной из разновидностей этой игры. Здесь, как нельзя лучше подходят слова из песни Крематория, вынесенные в эпиграф – мы любили желать вид, будто мы сошли с ума. Когда ставится задача найти не самое лучше решение, а самое ненормальное, самое нелогичное, это провокация включение в сознании чего-то другого… не ума.
У работников творческих профессий – это называется Муза, богиня, которая откуда-то с небес нисходит, и создает в сознании некий образ, который художник кладет на полотно, поэт на рифму, музыкант на ноты, а инженер на чертеж. Это состояние подключенности к чему-то, находящемуся по ту сторону бытия, через поэта или музыканта это новое иное приходит в наш мир, он как бы является проводником, и упаковывает это новое в форму. Там в небытии у этого нового формы не было, с обретение формы происходит воплощение… и человек рождается во плоти, и любой стих, образ, мелодия – должны в нашем твердом мире получить форму, получить плоть – плотность, как бы кристаллизоваться. Это тот самый первый закон диалектики, пропущенный Гегелем, о котором я писал в предыдущей статье.
То есть, существует некий переход из небытия в бытие… некоторые люди (акторы), в определенном состоянии сознания способны привносить в наш мир Нечто из небытия. В практиках дельфийского оракула жрицы (женщины) вводили себя в состоянии транса парами серы, в магических практиках колдунов или шаманов, мистический трип наступал после употребления мухоморов, пейотовых кактусов или других галлюциногенов. В медитативных практиках йогов, это состояние достигалось управлением вниманием, разотождествлением со всеми формами, вначале модальными, а потом и смысловыми. Лишившись этой опоры, ум начинает судорожно выстраивать новые формы, здесь важно открыться, впустить в свое сознание порцию хаоса, что бы потом из него, как из строительного песка, слепить кирпичики и выстроить их в новое здание, в новую форму, тем более, что у этого хаоса, слабо проявленные формы все-же есть, отсюда такая высокая вероятность прогнозов. Иногда достаточно просто считать эту информацию. А возможность актора своей волей формировать из этого хаоса формы, дает возможность формирования событий. И это не обязательно магия и колдовство, это могут быть инновации самого широкого плана. Все современные изобретения – это результат именно этой работы.
И предлагаемый инструмент здесь тоже может быть использован. Всем известны практики «мозгового штурма», одна из разновидностей которого называется «бредогенератор». То есть, для решения какой-то задачи, предлагаются совершенно абсурдные действия. А чтобы не ограничивать рамки дозволенного умом, они специально, с самого начала снимаются. Но на выходе оказывается, что из 100 бредовых предложений около 20 волне себе нормальные, а одно и вовсе гениальное.
У этого состояния творческой включенности, открытости, эффект не только в том, что оно позволяет придумывать что-то новое. Как бонус, оно плюс ко всему обладает хорошим терапевтическим эффектом. Я уже выводил последовательность, что все болезни от нервов, а нервы, в свою очередь, от неправильных установок сознания, от ловушек сознания (горе от ума)… и нахождение в состоянии творческой свободы, оно как бы снимает эти ограничения, люди начинают испытывать эмоциональный подъем, бодрость, прилив сил. Творческая энергия наполняет, стимулирует, лечит болезни, которые мы у себя вызываем психо-соматическими переживаниями. Но есть, конечно, и опасности, гештальт надо закрывать. Если не отключаться от этого состояния и не переходить в обычный режим, когда ум контролирует все аспекты жизнедеятельности, можно сойти с ума.