В начале года я уже писал о Школе осознанного развития, теперь эта идея начинает приобретать конкретные очертания, но для начала, по традиции — надо определить цель данного проекта.
Цель – создание среды для развития участников проекта, раскрытия их внутреннего потенциала, их самореализации, достижении важных жизненных целей, которые они перед собой поставят.
Именно создание среды, а не простой набор курсов, должно стать отличительной особенностью данного проекта. Другими словами, можно сказать, что цель проекта – в «пробуждении» участников, «человек в футляре» должен перейти в позицию свободного человека. Из обусловленного жизненными обстоятельствами — в творца своей жизни, активного деятеля.
Согласно модели «пирамиды потребностей» А. Маслоу – это самый высший уровень притязаний в человеческой жизни — самореализация. Создание среды подразумевает сразу несколько факторов:
— во–первых, это системный подход, это планомерное изучение множества методик,
— во–вторых, это группа, это сообщество, это живой организм, где вы вступаете в коммуникации с другими участниками,
— в-третьих, это тесная обратная связь, на период обучения у каждого участника проекта появляется свой личный коуч (наставник), который ведет вас по персональной программе вашего личного развития.
Обучение в рамках проекта достаточно специфичное, это не обычная Школа, где знания надо зубрить, это скорее раздача ключей, определенных навыков, через призму которых приобретается свой собственный опыт. Поэтому создание среды – это задача организаторов проекта, но для развития и получения каких-либо результатов, участникам надо приложить собственные усилия.
Любое развитие происходит через деятельность. Вначале это обучение и развитие осознанности, потом постановка целей, потом их реализация. Рефлексируя свои ощущения на этом пути, человек приходит к осознанию ценности тех или иных действий, он как бы «рисует» картину собственной жизни, оценивая получающиеся штрихи, являясь творцом, актором. Это деятельность, направленна на самореализацию, на раскрытие и проявление своего потенциала, проживание своей жизни осмысленно, прочувствовано, глубоко. Фактически – только это и можно назвать жизнью, то существование, которое, к сожалению, ведут многие люди, это пассивное проживание. Очень мало какому количеству событий они являются причиной, еще меньше – осознанной причиной. Они всего лишь реагируют в ответ на внешнее обстоятельство, любая деятельность в их исполнении – это практически рабский труд, из-под палки.
Один из главных принципов, которого мы придерживаемся, заключается в том, что у каждого человека есть свой источник внутренней энергии, который проявляется очень индивидуально. И если человек ведет деятельность созвучную этому источнику – он получает неисчерпаемые силы. Он становится великим, он реализует свою жизненную программу, он становится проводником этой Энергии, пассионарием (по Гумилеву). Именно это и можно назвать – настоящей жизнью. Можно сказать, что каждый человек – в чем-то гений, и если он будет заниматься «своим» делом, то он достигнет в нем потрясающих результатов. Проблема лишь в том, что мало кто понимает – где спрятан этот родник? Как его отыскать? Это действительно непростой вопрос, но у нас есть методы, они заключаются в развитие волевой деятельности, в переключении режима жизни из состояния «спячки», когда человек вяло реагирует на внешние раздражители, в режим «деятеля» – когда вы «просыпаетесь» и начинаете проявлять активность. Что это за действия – это зависит от Вас, мы не определяем Ваш выбор. Все очень индивидуально, проработка собственных желаний с коучем может дать первое приближение истины — у кого-то спорт, у кого-то бизнес, и т.д.
В Центре развития осознанности (Школе) происходит раздача Ключей, получив которые Вы начинаете самостоятельную работу. Ее направление, глубина – зависят только от вас самих. Мы предложим направление, но опыт и навыки надо вырабатывать самим.
Первый Ключ, первый навык, который предстоит освоить – это Рефлексия своих собственных переживаний по тому или иному поводу. Многие люди подвластны своему эмоциональному состоянию, они не осознают его, они не разделяют себя и свои эмоции – их реакция практически мгновенная. Навык Рефлексии позволяет отнестись к собственным эмоциям, как к одному из факторов, влияющих на реакцию, наравне с другими, разотождествить себя и свои эмоции, оценить их «со стороны», внести изменения в ранее неподвластную сознанию реакцию.
Почему это так важно? Есть несколько «страшных» болезней, которыми больно человечество, и одна из них – это крайняя степень негативизма . Многие люди недовольны — собой, ближайшим окружением, обществом, государством и т.д. Это недовольство приводит либо к агрессии, либо к обиде. И то, и другое, в свою очередь, приводит к изоляции, вместо конструктивного сотрудничества, к потере жизненной энергии и здоровья. Всемирная организация здравоохранения назвала социальное одиночество – одним из факторов, негативно влияющих на здоровье. Мы же назовем «одиночество» — второй «страшной» болезнью нашего общества. Вокруг нас тысячи людей, но с кем мы близки на эмоциональном уровне? Сколько у нас близких друзей? Надо честно признать – люди не умеют выстраивать коммуникации, поэтому второй ключ — навык эффективной коммуникации.
Это все относится к навыкам эмоционального интеллекта (EQ). Все, что нам надо для счастья – у нас уже есть. Стоит только научиться принимать и прощать, благодарить – себя, других, общество и весь мир… и ваша жизнь изменится самым волшебным образом. Вы просто поменяете отношение с минуса недовольства — на плюс благодарности. С критики на принятие, с соперничества на сотрудничество. С эмоциональным интеллектом вообще многое что связано – это главный кладезь нашей жизненной энергии, причина здоровья или болезней, мы запоминаем только те мгновения нашей жизни, когда мы искренне проявляли свои чувства. Вопросы лидерства, самомотивации, творчества – всё здесь. Но что бы этим насладиться – надо научиться пользоваться первыми двумя ключами.
Третий важнейший навык, который Вам предстоит освоить – это умение целеполагания.
Все в нашей жизни – это акты различной деятельности, но без выбранного направления движения, без какой-то значимой цели в жизни, люди движутся хаотически. Как говорится, для корабля, который не знает пункт своего назначения, никакой ветер не будет попутным. Поэтому надо учить целеполаганию, методологии и смыслу деятельности. Надо строить правильные планы и планомерно развивать жизнь к лучшему. Это третий Ключ, которым лечится еще одна «страшная» болезнь — дезорганизованность. Когда семь пятниц на неделе, когда вы не знаете — к чему хотите прийти, то весь удел вашей жизни – это броуновское метание от одного сиюминутного предпочтения к другому. Но и здесь не все так легко и просто, по многим вопросам человек имеет ошибочное суждение, и, как говорится, ничем люди так не дорожат, как своими собственными заблуждениями. Эти ментальные ловушки сознания моделируют поведение человека, его восприятие мира. Научиться безоценочному восприятию, принятию и разотождествить себя со своими ментальными установками – это еще более сложная задача.
Четвертая «страшная» болезнь – гиподинамия, малоподвижный образ жизни. Вообще вопрос можно поставить еще шире , мы не осознаем — насколько деструктивный, с физиологической точки зрения, образ жизни мы ведем. Как мы тренируем свое тело, какую пищу едим, как пьем и дышим? Это важнейший навык – представление о собственном здоровье, вспоминать об организме не тогда, когда он уже заболел, а поддержание его в здоровом состоянии. Это уже четвертый навык и Ключ – ваше собственное здоровье! Человек должен быть здоров, можно сказать — это единственное что он должен, остальное – на его усмотрение.
Процесс обучения идет параллельно по двум направлениям. С одной стороны — это групповые занятия по освоению того или иного навыка с инструктором. С другой стороны у каждого учащегося есть свой наставник (коуч), который помогает в выработке целей, в поиске своих сильных сторон, мотивирует на развитие. Процесс наставничества является культурным кодом, который передается дальше. На определенном уровне развития, по желанию, каждый участник может стать наставником (коучем) для новых участников. Это позволяет ему продолжить процесс своего развития, когда ученики становятся своего рода учителями для наставников.
Если классическая система образования рассказывает вам – какой мир снаружи вашего сознания, то Центр развития осознанности (Школа) попытается Вам помочь с вопросом – Кто (какой) Вы внутри. Этому невозможно научить, поэтому у нас нет Учителей, у нас есть Инструкторы. Знание такого рода невозможно передать, его можно только вырастить в себе, приобретая персональный опыт в ходе практических занятий.
В Школе собраны самые популярные направления личностного роста, самопознания, психотехники развития сознания и осознанности. Вам не потребуется посещать десятки различных тренингов, где никто не берет на себя ответственности за результат, мы подобрали для вас лучшие. В базовый курс входят:
— Эмоциональный интеллект, представляет автор более 40 книг по психологии С.Ю. Ключников,
— Психонетика, представляет автор О.Г. Бахтияров, он же соавтор данного проекта,
— Ментальная каллиграфия, представляет автор В.А. Лукашенко,
— Навыки здорового образа жизни, представляет Ген. директор «Клиники Купеева» Р.В. Купеев,
— коучинг и наставническое сопровождение, представляет автор данного проекта А.В. Каныгин.
Очень важная особенность проекта — это открытость для новых техник и методик. Это не школа одного преподавателя, который подчеркивает достоинства своего учения, и нивелирует все остальные, здесь представлены разные направления и разные преподаватели. Мы готовы сотрудничать с новыми преподавателями или даже Школами, если они удовлетворяют трем главным критериям нашего проекта:
1. Понятность и прозрачность методики. Описание методики должно полностью ее выражать.
2. Результативность. Должны быть четко описаны навыки и критерии оценки, они должны быть объективными и измеримыми.
3. Аутентичность. В ходе применения методик должен вырабатываться личный опыт и персональные навыки.
Шаг в будущее человечества – это новая культура, новый социум, основанный на осознанности, на включенности человека, на открытом диалоге с другими. Школа предлагает участникам — раскрыть свое «Я», обрести свою подлинную субъектность. Или опять же другими словами — сделать переход из мира тотального долженствования и обусловленности, в мир свободы и открытости для собственной самореализации.
Программа базового курса Школы включает в себя:
1. Введение в телесные практики. Навыки работы с телом, дыханием, культура движения, питания, энергетический баланс.
2. Эмоциональный интеллект. Различные подходы к этому направлению. Ассертивное поведение, эмпатия, адаптивность.
3. Медитативные практики и навыки работы с сознанием.
4. Психонетические практики — концентрация, деконцентрация, работа со смыслами.
5. Ментальная калиграфия.
4. Введение в практики запредельного (трансперсональные практики).
5. Осознанное отношение к здоровью. Искусство здоровья, молодости и долголетия.
6. Основы коммуникаций. Практики эффективного диалога, актерское мастерство.
7. Цели собственной жизни. Как быть коучем самому себе.
8. Основы теории деятельности. Целеполагание по методам SMART, GROW, методология, смылы.
9. Управление временем (таймменеджмент), планирование, стратегирование.
10. Навыки групповой динамики и самоорганизации. Навыки модерации групп, лидерство.
Мировоззрение будущего будет основано на новой культуре, которую можно описать как свобода личного самовыражения. Мы ждем тех, кто ищет свою дорогу к самому себе, к своему собственному развитию, кто искренне хочет помочь себе и другим в этом развитии. Как говорится – нет предела совершенству, и люди,готовые идти дальше, после базового курса могут пройти расширенный, который пока видится в таком виде:
Расширенный курс. Подготовка профессиональных коучей. Академия.
— Аналитика социокультурных процессов.
— Когерентная работа групп.
— Смысловые операции сознания, сложное мышление, знаниевые технологии.
— Наставничество над участниками базового уровня.
— Способы мышления, нейропрактики.
— Практики вневременности, развития интуиции.
— Онтологии, культура, цивилизация, общественные формы.
— Разработка новых когнитивных инструментов.
— Развертка смыслов в проявленные формы.
— Смысловое управление процессами.
— Построение социокультурных структур.
Если вы хотите принять участие в данном проекте, записывайтесь на обучение по адресу www.soznan.ru