В любом деле на первом месте всегда стоит вопрос цели. ЧТО мы хотим получить или достичь? Какой образ будущего мы представляем?
К сожалению, при кажущейся простоте этого вопроса, целеполагание далеко не всегда рассматривается и обсуждается. Мало того, оно имеет ряд тонких моментов, которые запутывают вопрос цели, сбивают его, подменяют понятия.
Первая путаница возникает с раскруткой целеполагания вверх или вниз. Например, давайте поставим цель – засеять поле пшеницей. Казалось бы — все просто, логика прямая, линейная, это значит, что чем больше и быстрее вы делаете, тем скорее придете к результату. Предположим, мы по поводу цели отвечаем – что бы иметь запасы на зиму, чтобы не умереть от голода. Хорошо, но тогда получается, что цель вашего действия была не засеять поле пшеницей, а обеспечить свое пропитание. А пропитание нужно, что бы обеспечить выживание, а выживание? … на определенном этапе мы всегда выходим на некие экзистенциальные вопросы, на которые, в конечном счете, ответить не можем. Зачем нам жить? Зачем нам дорогая машина, статус и положение в обществе? Мы выходим за пределы доступной нам логики, где кроме фразы «хочу и все тут», больше придумать нечего.
Но кроме раскрутки цели вверх, есть ещё раскрутка цели вниз – что нам надо для того, что бы засеять поле пшеницей? Нам нужно поле, нужна пшеница, нам надо знать как это – сеять пшеницу на поле (или в поле), нам нужны исполнители, технология, процесс. И каждый из этих вопросов становится промежуточной целью. И часто конечная цель теряется из-за невозможности включения в процесс той или иной составляющей. Тогда происходит подмена цели, сосредоточение усилий на каком-то препятствии, борьба с алкоголизмом превращается в борьбу с алкоголиками, светлый образ коммунизма блекнет на фоне ожесточенной классовой борьбы и т.д.
И здесь проходит интересный водораздел – раскрутка цели вверх, на определенном уровне приводит к экзистенциональным переживаниям личности, выходит на уровень смыслов и ценностей (не материальный мир), а раскрутка цели вниз всегда приводит к определенным интенциальным устремлениям в физическом мире. Все цели, которые сводятся к понятию «быть» — это цели экзистенциального уровня. Например — я хочу похудеть (быть худым), я хочу быть богатым, бросить курить (быть некурящим), мужа – миллионера (быть женой миллионера), самое распространенное желание – быть счастливым.
Intention – интенция, устремление, намерение, цель.
Exist – существовать, быть, жить.
Можно сказать, что цели интенциального уровня – это все материальные цели, которые могут быть описаны, измерены, и реально достижимы. Цели экзистенциального уровня – это нематериальные цели внутреннего самоощущения, внутренней оценки – счастье, свобода, безопасность, любовь, уважение, доверие, уверенность, значимость и т.д.
Отсюда вторая путаница с целеполаганием возникает на разнице логик интенциального и экзистенциального уровня. При постановке интенциальных целей материального уровня – прекрасно работает аристотелевская логика причинно-следственных связей, это виды целей – «бери больше, кидай дальше, пока летит — отдыхай». А вот при постановке целей экзистенциального уровня, работает обратная логика – чем больше стараешься, тем хуже выходит.
И люди, озаботившиеся экзистенциальной целью, всегда спрашивают – а что (для этого) надо делать? А делать надо что-то уже в физическом мире, ручками – ножками… а это интенциальный уровень. И это самая популярна ловушка сознания у каждого по отдельности взятого индивида, и у всего человечества в целом.
Вот, например, мы захотели – что бы в обществе не было преступности… что делать? Это проблема экзистенциального уровня – быть законопослушным обществом, но решается по традиции интенциальными методами — надо ловить преступников и уничтожать их, ну или хотя бы изолировать от общества. Надо что-либо делать в материальном мире – писать планы, устраивать засады, выставлять наряды. Повлияет это как-то на преступность? Ну некую остроту заболевания конечно снимет, но окончательно не излечит, преступность – это хроническое заболевание, можно говорить лишь о степени выраженности симптомов. А вот как только государство вводит принцип «презумпции невиновности», и считает, что человек — изначально считается невиновным, пока его вина не будет доказана в суде, то есть совершило экзистенциальное действие – признание , преступность сразу стала меньше.
Или, допустим, страдающая полнотой дама решила стать (быть) стройной и изящной. Как решается задача – опять надо что-то делать!? Вообще, это классическое решение – кто виноват, и что делать, это методология ухода от проблемы, и обычно малоэффективна. Что надо делать — что бы похудеть? Ничего не надо делать, надо не есть. Но мы же так не можем, у нас руки чешутся – нам обязательно надо что-то сделать! Мы сидим на диете из последних сил, мы учимся прощать – как последний раз в жизни, даже любовь для нас – это усилие! Но экзистенциальная проблема решается экзистенциальным действием – принятием, осознанием, переосмыслением или прощением. Если это и усилие, то совершенно другого рода.
Что надо делать — что бы бросить курить? Ничего не надо ДЕЛАТЬ!!! Это тоже проблема экзистенциального уровня, и она не решается интенциальными средствами. ВСЕ проблемы экзистенциального уровня – это вопрос отношения к этой проблеме со стороны самого субъекта. Измените отношение – изменится проблема. Что ценного в курении? Физическое удовольствие? Братское отношение со стороны других курящих? Надо искать ценности в том, с чем вы собираетесь бороться, у вас всегда есть какая-то выгода в этом, надо ее осознать и переработать на этом уровне ценности.
Как произвести впечатление, как удержаться от соблазна, не дать слабину… чем больше мы прикладываем усилий для достижения этих целей, тем хуже получается результат. Я заставлю себя уважать, говорит диктатор, но что он делает? Насилие, и еще раз насилие… действия сводятся к цели причинения страдания, а почему? потому что самой распространенной ошибкой людей – решать цели экзистенциального уровня интенциальными способами.
Еще раз… разделим интенции и экзистенции. Любые цели в материальном мире — построить дом, посадить дерево, заработать денег — это цели прямой логики! Цели внутренние экзистенциальные — стать богатым, счастливым, знаменитым смелым или достойным — вот эти цели имеют обратную логику.
Вся реклама построена на экзистенции – нам показывают роскошные машины, бурлящее пиво, улыбающихся женщин, красивых детей, но потом идет подмена понятий, это ведь тоже навязанное целеполагание – у нас возникает в сознании некий образ, потребность, а потом – предлагается готовый сценарий – вы покупаете квартиры, машины, страховки, или пиво… меняем деньги на чувства.
Давайте теперь рассмотрим – почему происходит разворот логики в задачах экзистенциального уровня. Всё дело в том, что подобные задачи не имеют готовых решений. Снова пример – вот вы сидите и ничего не делаете, мечтая быть богатым. А зачем вам богатство? А чтобы ничего не делать… так вы уже ничего не делаете.
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей… (А.С. Пушкин)
Система устойчива в самой нижней точке энергетического усилия. Чем большую ценность мы придаем материальным аспектам нашей жизни, тем – о злая шутка, нам все труднее удерживать эти ресурсы. Но зачем они нам? Если цель накопления ресурсов – сами ресурсы, то они как песок сквозь пальцы будут утекать туда, где они – средство, а не цель. Цель всегда где-то выше.
Вот он вопрос целеполагания во всей красе, вот почему столько проектов и групп не могут ни договориться, ни определиться с целями. Надо научиться разделять виды целей и используемой логики, видеть ошибки при планировании действий, направленных на экзистенциальные цели. И конечно, целеполагание неразрывно связано со смыслом… а об этом в следующей статье.