Пространство смыслов Алексея Каныгина Размышления о насущном

23.05.2018

Теория получения удовольствия, или круговорот ненужных людей в природе.

Filed under: Проблемы России,Философия — admin @ 10:03 дп

Еще одна очень важная тема, которая долго ждала своего часа. Меня давно интересовал вопрос – от чего люди испытывают удовольствия? Вроде бы – чего сложного, все описано в пирамиде потребностей Маслоу, как только потребности удовлетворяются – человек испытывает удовольствие, не удовлетворяются – дискомфорт. Плюс удовольствия от традиционного — секс, наркотики и рок-н-ролл, что для большинства людей составляет основу развлечений в их жизни.

Однако … )) Почему тогда столько неудовлетворенных своей жизнью людей? Казалось бы, всё есть – сыты, обуты, одеты, умны и здоровы, с квартирами и машинами, … и страшно недовольны своей жизнью, и это недовольство, как ядовитая желчь, сочится из них, отравляя жизнь и им самим, и окружающим… ведь были люди, как люди… и вдруг … многие резко «заболели» эгоцентризмом — человек человеку волк, все вокруг жадны, глупы, завистливы, только и ждут, что бы хапнуть или нагадить. Что за болезнь такая поразила современное общество? Лень, непомерные амбиции и желания, зависть и негодование в одном флаконе?

И хочется как-то помочь людям, спросить – а чего ты хочешь? Чего тебе не хватает? А ответ в большинстве случаев будет – не хватает денег… но (Киса, зачем вам деньги?) на что человеку нужны деньги? Что он будет с ними делать? Направит на что-то общественно полезное? Или тупо пропьет – прогуляет? Может быть, жизнь специально уберегает его от дальнейшей деградации — хоть какими-то ограничениями? Ведь что мы чаще всего делаем с полученными деньгами? Тратим!!! Все до копеечки… Я всегда удивлялся способности практически всех людей тратить все деньги, которые они получают, деньги никогда не остаются не потраченными, даже если их много. Кому от этого хорошо кроме зажравшегося Эгоизма? Каких бесов мы кормим, гоняясь за тем, без чего можем легко прожить, кому и зачем хотим доказать свою важность и величие? Есть такая поговорка – нет предела двум порокам, человеческой жадности и человеческой глупости.

И вот здесь пришла пора вводить структуризацию. Глупость и жадность, кайф от измененных состояний сознания, секс, развлечение и праздность… это как бы один срез, и здесь по каждому направлению есть целые сообщества адептов этой порочной страсти. Есть распространенное мнение, что человек стремится к 3 вещам – славе, богатству и власти, это уже другой срез (представление), он как бы определяет или задает Деятельность по достижению чего либо. Все наше бытиё или существование – это совокупность актов той или иной деятельности. В основе каждого акта деятельности лежит мотив, понимание смысла – зачем нам надо это делать? Что бы получить что-то хорошее, или не получить чего-то плохого. Что бы чего-то достичь, или чего-то избежать? В основе любой Деятельности – стремление к достижению («хотелки», страсти, желания), или уход от проблем (страхи). Проблемы вызывают у нас непринятие и агрессию.

А какие ещё бывают страсти — пороки? Здесь мы не можем не вспомнить религию, согласно католичеству есть семь порочных страстей, и 7 кругов ада для каждой из них:

1. Гордыня
2. Алчность
3. Зависть
4. Гнев
5. Похоть
6. Чревоугодие
7. Уныние

Согласно православию их уже восемь:

1. Гнев
2. Гордыня
3. Тщеславие
4. Сребролюбие
5. Чреообъядение
6. Печаль не по Богу
7. Блуд
8. Уныние

И, если сравнить, то в православном списке появляется «Тщеславие» и «Печаль», но нет «Зависти». Пары Алчность – Сребролюбие, Похоть – Блуд, Чревоугодие – Чревообъядение можно посчитать синонимами, Уныние, Гнев и Гордыня совпадают дословно. А вот «Глупости» (из поговорки про глупость и жадность) нет ни в одном из списков. Хамство, хвастовство, лесть, лицемерие, осуждение, злопамятство, самолюбие и еще десяток не самых лучших человеческих качеств в «смертные» грехи не попали, видимо это производные от основных.

Для разрешения противоречия между пороками, названными в Католичестве и Православии, пригласим третью сторону – Буддизм, который достаточно принципиально отличается тем, что считает себя учением, а не религией. В буддизме пороки имеют некую иерархию. Мать всех пороков – Невежество (вот и появилась Глупость), символ – свинья, считается, что невежественный человек вынужден перерождаться в колесе сансары бесконечно долго, и именно поэтому Просвещение в буддизме – главная добродетель, век живи – век учись, все духовное развитие возможно только в ходе познания, собственно отсюда и Буддизм – Учение, а не религиозная догма. Дальше из Невежества следуют два главных порока – Страсть, всё то, что мы страстно желаем себе, все наши «хотелки» (символ – петух), и Гнев, всё то, что мы резко отвергаем (символ – змея). Невежество, Страсть и Гнев – этакая анти Троица, составляет базовую основу пребывания в рамках обусловленности (несвободы) существования. Мы «ведёмся» на свои желания, на свои эмоции, отождествляемся с ними, закладываем в основу своего существования, а потом страдаем, приходя к тому, что жизнь прожита впустую. От нас требовалось развитие, а мы предавались утехам, обжорству и амбициям.

Зато Деньги – это такая вещь, которая действительно способна удовлетворить, или по крайней мере успокоить абсолютно все грехи — пороки. Гневному дай денег – успокоится, жадный до конца не удовлетворится, но удовольствие испытает, как и завистливый. Даже уныние можно расшевелить – теперь есть деньги, и их можно тратить. Любовь и дружбу, конечно,  не купишь, но их и не заказывали, заказывали – денег. И если все грехи – пороки  это выражение некого Зла на земле, этакие своеобразные инструменты Дьявола, то Деньги – это концентрированное универсальное зло. Все проблемы от денег – либо от их нехватки, либо от избытка. Недаром многие утописты предлагали полностью отказаться от денег. В Коммунизме денег быть не должно, Жак Фреско в проекте «Венера» тоже предлагает отказываться от денежных отношений.

Пушкин был великим философом, в сказке про «Золотую рыбку» старуха последовательно требовала себе корыто, избу, столбовое дворянство и царство… и всё получала! Материальные блага и власть в мире людей – пожалуйста. Но когда она затребовала себе Владычество морское, и саму золотую рыбку в подчинение (власть над тайными силами), проявляя невежество, несдержанность страстей и гнев по отношению к старику … она получила наказание. Причем обратите внимание – её не казнили, не лишили свободы, её просто ограничили в достатке, в уровне материального благополучия, просто вернув на старое место к разбитому корыту! Гуманность просто зашкаливает… А теперь сравните и сделайте выводы – в каком состоянии перманентно пребывают все наши страдальцы, с которых я начал эту статью, которые всем недовольны, но не отказались бы от денег? Это же старухи у разбитого корыта. Жизнь давала возможность себя как то раскрыть, проявить, кем-то стать… а мы что? А мы бегаем с бешенными глазами – дай, дай, дай… ну на… мало – дай еще… на еще.. снова мало – ещё, ещё, ещё хочу…

И здесь стоит вспомнить про один любопытный эксперимент, который очень подходит к этому случаю.

И чем мы отличаемся от подопытных крыс? Мы ведем себя точно так же. Все то, что доставило нам удовольствие – мы будем требовать снова и снова, пока не отупеем окончательно. И здесь мы перешли к следующему важному выводу – если мы сами не в состоянии ограничивать свои страсти, то за нас это сделает окружающий мир. В конечном счете, он просто убьет нас, как не справившихся с жизнью. Осознанность и свободная воля – вот ценность, а в страсти нет ни того, ни другого. Тот же Буддизм утверждает, что желания – являются причиной страданий. Но прежде чем говорить о воздаянии за пороки, закончим их систематизацию.


Оскар Ичазо на основании эннеаграммы Гурджиева Г.И. вывел девять психотипов на основании девяти «базовых потребностей». Без высокомерного осуждения грешников за их пороки, он предположил, что эти пороки являются основными «движками» каждого из нас по жизни. И действительно – что будет с миром, если ни у кого из нас не будет никаких мотивов? Он был бы неподвижен… а теперь мы наделяем участников игры – жаждой наживы, похотью, завистью и злобой – и мир заиграл красками, появилась движуха – один другого обгадил, оболгал, самоутвердился за его счет, тому обидно – он в ответ… Страсти – страсть как нужны этому миру, иначе это был бы застой и разложение. Жизнь основана на страстях, причем в самом буквальном смысле этого слова. Не было бы греха «блуда», не было бы желания близости между мужчиной и женщиной – не появился бы ни один ребенок на земле. Еда – это тоже естественный процесс, ну кто-то любит это делать чуть больше, Лень – просто жизненно необходима, от работы кони дохнут. Жадность – забота о собственном выживании, Зависть – показатель работоспособности аналитического центра, Ложь – не н@ебешь, не проживешь, мы же не осуждаем хамелеона, за то, что он обманывает хищников изменяя свой цвет. Даже гордыня с тщеславием имеют «позитивное» звучание – самки очень охотно «ведутся» на большие рога, яркое оперение, вызывающее поведение. В природе всё это естественно и не приводит к наказанию. Это и в мире людей в разумных дозах – полезно, мало того, в каждом из нас есть свои «вшитые» 1-2 самых «любимых» порока, к которым мы наболее склонны. Именно они задают основу нашего поведения и модель мотивации наших поступков.

Оскар Ичазо назвал их следующим образом:
1 – гнев, ярость (перфекционист, критик)
2 – гордыня, тщеславие (помощник, дающий, жертвенный)
3 – ложь (достигатель, карьерист, исполнитель)
4 – зависть (индивидуалист, экспрессивный, драматичный, актер)
5 – жадность (наблюдатель, исследователь)
6 – страх (лоялист, преданный, скептик)
7 – чревоугодие (эпикуриец, оптимист, авантюрист)
8 – блуд, похоть (лидер, босс)
9 – лень, уныние (посредник, терпеливый, миротворец)

И тогда можно сделать вывод, что основное удовольствие человек получает не от каких-то абстрактных потребностей по Маслоу, а от удовлетворения своей лично-персональной червоточины – порока, с которым он родился и вынужден жить всю жизнь.

Это отчасти подтверждается Гэри Чапманом, который в книге «5 языков любви» утверждает, что вывел универсальный закон – в благополучных семьях супруги общаются друг с другом на том «языке любви», который ему наиболее подходит. Он, правда, остановился на пяти разновидностях коммуникации с партнером, это:
1. язык прикосновений и физических ласк (чем-то подходит для блуда)
2. язык поощрения и похвалы (подходит для удовлетворения тщеславия)
3. язык подарков (для обжор – эпикурийцев, Жадность и Зависть тоже хорошо удовлетворяются)
4. язык постоянного близости и присутствия, внимания (тоже подходит многим, но особенно пугливым с пороком Страха рекомендуется)
5. язык заботы и служения (это универсальный язык, который понравится всем, но Гнев им лучше всего тушить).

Но, тем не менее, его выводы очень хорошо ложатся в данную модель. Остается вопрос – кто же Я? Какой у меня «любимый» порок, определяющий всю мою жизнь? К какому типу я отношусь? Это на самом деле достаточно легко узнать. У автомехаников есть поговорка: «хороший стук всегда наружу вылезет», и если в машине при движении что-то где-то стучит, то со временем это обязательно проявится.

Что касается нас, то здесь есть правило — все люди видят в других свои собственные качества (недостатки). Мы видим в поведении других только то, что есть в нас самих! Хулиган всегда во всех видит угрозу, он в любой момент готов дать отпор, и, конечно, его окружают только враги. Мошенник во всех людях видит потенциальных жуликов, которые его хотят обмануть. А вот у святого человека нет плохих людей вокруг, он никогда ни про кого не скажет – дурак, или кретин, он не считает людей врагами, он не думает, что попадет на обман – он всем верит и ни кого не осуждает. Поэтому Вам стоит приглядеться – какого типа пороки вы чаще видите в других?

А играя с жизнью в «Золотую рыбку», хочу – хочу – хочу, хорошо бы заранее определить границы? Когда вы себе скажете – отлично! Наконец то я получил от жизни все, что хотел. Еще один важный момент — где благодарность? Обратите внимание та же старуха у Пушника ни разу не поблагодарила рыбку за дары… а мы? Как часто мы благодарим жизнь, людей вокруг нас, как часто мы не для себя, а для кого-то что-то делаем? Принятие вместо гнева, прощение вместо осуждения, благодарность и любовь за свое существование – и ваша жизнь преобразится – в ней появятся светлые краски…

Почему второе название статьи — круговорот ненужных людей в природе? А потому, что людям, живущим жизнью невежества, страстей и гнева — никто не нужен, и они тоже никому не нужны. Они привыкли только брать, они целостные самодостаточные единицы, каждый из которых считает, что мир крутится только вокруг него (суть эгоцентризма). Я в статье про гармоничные отношения писал, что совместимость по психотипам — далеко не залог успешности совместной жизни. Если каждый из партнеров пытается жить за счет другого, они ни при каких условиях не протянут долго. Залог длительных отношений — в желании служить, заботится, обеспечивать комфорт и существование партнера. Тогда уживаются даже самые несовместимые типы. Если расширить это понятие на жизнь в социуме, то необходима культура заботы о группе следующего уровня — город, страна, мир. Тогда мы поймем, что в политике есть две основные тенденции — «общее выше частного», и «частное выше общего». Коммунизм и национализм всех видов — объявлял общее выше частного, а либералы и демократы наоборот — интересы личности выше интересов общества! Общество должно обеспечивать интересы личности или личность должна служить обществу? Возможно ли это объединить? Лично я не вижу никаких противоречий — общество создает условия для всестороннего роста и развития личности, а выросшая личность находит свое место и вид служения обществу — кто-то на гармошке играет, а кто-то картошку выращивает, главное что-бы ему нравилась его деятельность и он мог в ней самовыражаться, проявлять свою гениальность, а общество должно помочь ему с этим самоопределением. Вот тогда будет гармония, тогда ненужных людей станет меньше.

А ведь все мы — часть какой-то системы, у каждого есть свое предназначение в жизни, своя супер способность к чему то… но никто этого не ищет, даже не задумывается, цели нам навязывает окружение, и сводятся они к некой гонке за ресурсы и власть. Мы придаем слишком большое значение своему уму, своим желаниям, и не хотим слушать голос разума. Нас никто этому не учит — разотождествляться со своими мыслями, чувствами или желаниями, проводить рефлексию по поводу их появления, развивать волю по их преодолению. В этом мы очень невежественны, мы развили науки и представления о мире вокруг нас, но постеснялись перенести внимание внутрь самих себя. В этой связи мы планируем создать целое движение, в котором развитие этой внутренней осознанности будет главной фишкой.

 

22.05.2018

О сознании.

Filed under: Философия — admin @ 10:04 дп

Не так давно, в марте-апреле 2018 года в Московском центре исследования сознания прошло интересное мероприятие – там прошли потрясающие лекции, их можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/cha…/UCei3l9jF1JnpuGp9ok855pg/videos в ходе которых организаторы решили скрестить нейро-биологов и нейро-философов, что бы в неравной борьбе вывести, наконец, определение «Сознания». Что это – процесс, свойство, качество, характеристика, философская категория… бытие определяет сознание, или наоборот, откуда берется сознание, как функционирует, из чего состоит и т.д.

Можно сказать — передний край научной мысли в этом вопросе, и мне надо сказать это все очень понравилось, я очень активно следил за выступлениями, попытался даже написать возражения Константину Анохину, Диме Волкову, но в ответ тишина… видимо западло с нами быдлом разговаривать. Поэтому я, по своей традиции, решил публично изложить свои сомнения… как, если помните, Шариков прокомментировал переписку Каутского с Энгельсом — а с обоими не согласен! )). Я ловил себя на мысли, что ребята хорошо копают, но не там, где надо. Слишком увлечены физикализмом процесса, никакой метафизики. А на мой непросвещенный взгляд — сознание работает с информацией, а информацию это такой предмет, который совсем не предмет… и материальные способы его «поймать» обречены на фиаско.

Ограничу рамки – всё, что там говорилось – всё имеет место быть, я со многим согласен, это хороший научный процесс, идущий своим ходом. Но проблема в том, что метод познания сознания через само сознание имеет в себе очевидный изъян – вы не опишете систему, находясь внутри системы, для вас процессы метаболизма этой системы с внешним миром будут выглядеть неспожимым чудом. Какие то продукты – явления – энергия будут из ниоткуда появляться, и также в никуда исчезать, вы сможете описать только внутренние процессы. А что бы описать процессы за рамками сознания, научный дискуссионный подход попросту бесполезен.

Или вот мы говорим о сознании, и предполагается, что носителем сознания выступает человек и схожие с ним, также обладающие мозгом (состоящим из нейронов) – животные. При этом категорически утверждается, что вне мозга сознания нет, что это аксиома, не требующая доказательств… но позвольте — растения совершают действия, позволяющие заподозрить их в высокой степени разумности. В частности, всем известно, что растение поворачивает вслед за солнцем свои листочки, располагая их в таком порядке, что бы обеспечить максимальную освещенность,  не затеняя одними листьями – других. Казалось бы, чего сложного? Но если задуматься о механизме этого действия, то с технической точки зрения – надо получить сигнал о местоположении солнца, а у растений нет «глазок», надо его передать, а у растений нет нервной системы, нейроны просто отсутствуют как класс, надо этот сигнал где-то обработать, нужна логика с памятью текущего положения, образом нужного, величиной рассогласования. Но у растений отсутствует любой намек на мозг, на центральную нервную систему.  Мало того, надо послать «сигнал» на разворот, а у растений нет мышц, которые бы сократились и изменили положение листа в пространстве. И вот вся эта система, у которой нет исходных «нервно – нейронных» цепей восприятия, передачи, обработки сигнала, принятия решения, выработки управляющего воздействия и контроля за приведением его в исполнение… тем не менее прекрасно работает. И никто еще в мире не смог объяснить – почему?

И это только ближний круг, а как быть с разумностью стихий природы, планет или всевышнего? Я понимаю, почему человечество так и не вступило в контакт с любым другим разумом, кроме своего – мы ищем сознание только у себя в голове, мы слушаем только те сигналы, которые мы можем осмыслить, на том языке, который понимаем, в той онтологии, которую сами себе мелком на полу кружок очертили… сели в него, и «я — в домике»!

Я всегда очень негативно воспринимал слова типа «сознание – это функция мозга», для меня это признание в собственной ограниченности. А потом о каком сознании мы говорим? Обезьяний ум, в терминах буддизма, отвечающий за бытовое восприятие мира или некие высшие откровения?

Почему в споре участвуют только нейро-биологи и философы? Кто вообще решил исследовать сознание только в корреляции с нейронами головного мозга? Ученые сами себя загнали в узкие рамки и потом удивляются – почему ничего не сходится. А сколько примеров, когда с одним и тем же мозгом, у пациента расщепление личности. И у него уровень сахара меняется в крови в зависимости от того, какая из субличностей овладела сознанием. Причем скорость с которой происходит изменение поражает – таких результатов невозможно добиться никакими внешними воздействиями, препараты попросту не успели бы впитаться. Кроме уровня сахара меняются давление, пульс, тембр речи… нейронная сеть головного мозга при этом оставалась одной и той же, «железо» не менялось, менялось «программное обеспечение», и именно этим ПО не занимался в рамках исследования проблемы сознания – никто! Как вы, вскрыв корпус процессора и подсоединившись к выводам, узнаете — какая программа исполняется? Да вы увидите картинку, но смысла не постигнете, этот смысл и есть квалиа, но где он хранится, откуда запускается… Потом огромное количество примеров, когда сознание человека выходило из тела и получало опыт, который оно ни в какой из имеющихся материальных картин мира получить не могло?

Я ведь, всего на всего предложил – обратитесь к практикам. У вас другой антенны, способной принять этот сигнал – все равно нет. Все ваши электроды и осциллографы, МРТ  и  прочее – это несомненно научный подход, но они работают в парадигме грубой материи, они изначально слепы. А поэтому понимания и стройной модели – что такое сознание, и как производное понятие — подсознание (которое сейчас – помойка для неописанного и непознанного) мы не получим.

В качестве иллюстрации я привел кадр из лекции С.Б. Переслегина  «Университиет будущего — монастырь и(или) крепость», так вот он совершенно не стесняется говорить о трансцендентном, за что я его люблю, причем это у него даже не последний уровень, выход за рамки онтологий, которые можно трактовать как рамки «обезьянего ума», вот где корни сознания…

Powered by WordPress