— Мы бодры, веселы…
— Стоп, стоп! «Бодры» надо говорить бодрее. А «веселы» как?
— Веселее!
— Молодец, понял.
Фраза «Познай самого себя», по преданию написана на храме Аполлона в Дельфах, особенное значение этой фразе придавал Сократ, подчеркивая большое значение процессу самопознания. Современная система образования учит человека тому, как устроен мир вокруг него, тому, что находится снаружи его восприятия, его самосознания. Для нее не важно – какой вы, чем вы отличаетесь от других, и что из этого следует. Цивилизация, в рамках образовательного процесса, пока не пришла к уникальности каждого, пока штампуются типовые знания, типовые специальности, и типовые требование к личности – быть «как все». А те, кто не хочет быть как все, считаются отклоняющимися от «нормы», или – ненормальными, и чаще всего отбраковываются. Соответственно, за рамками образовательных процессов остаются вопросы – а кто же, собственно — Я, в чем моя уникальность, в чем смысл моей жизни? Какие существуют этапы развития личности, по каким критериям их можно оценивать? Этому никто целенаправленно не учит, и каждый самостоятельно постигает или не постигает этого до конца жизни.
Здесь интересен вопрос – где проходит граница того, что считается снаружи вашего Я, и того, с чем ваше Я себя отождествляет. Обычно в сферу «Я» попадают: физическое тело, эмоционально-чувственная сфера, интеллект (сознание), и воля, которую многие отдельно не вычленяют.
В настоящее время, в общеобразовательной практике, игнорируется изучение и обучение сознательной работе с чувствами, управлению эмоциональными состояниями, интуитивным способностям, внутренней силе или энергии, здесь даже слов подходящих трудно подобрать, что бы описать – почему у одного человека есть силы каждый день заниматься кучей дел, а другой – как сдутый мешок, целей в жизни не строит, а к вечеру еле до кровати доползает. Почему один болеет всю жизнь, а другой – здоров, как конь, как учитывать психосоматические причины большинства заболеваний?
И конечно, по принципу, что свято место — пусто не бывает, на этой поляне бурно расцвели всевозможные эзотерические учения. Сейчас стало «модно» говорить о личностном росте, о необходимости «расти над собой», появились учителя, обещающие «просветление», выход в астрал, прокачку энергоструктур, развитие «духовности», успех и благополучие в жизни, в бизнесе, в общении с близкими… И все это — легко и быстро, за пару занятий и несколько тысяч рублей. При этом как-то напрягаться и работать над собой — не надо, достаточно платить и верить, что избранный гуру способен на чудеса. Но чаще всего, всё то, на что он способен – сводится к неким «пляскам с бубном», и не сводится к переживанию и пониманию собственного опыта.
А ведь здесь нет никакой эзотерики, и нет никакой духовности, эти обычные знания и навыки, которые можно и нужно развивать в рамках светского проекта новой Школы. Здесь все просто и технологично, как я люблю говорить в подобных случаях – бери больше, кидай дальше… пока летит — отдыхай. Не надо засирать мозги всякими бездоказательными теориями о вибрациях вселенной или лучах творения, надо брать проверенные практики, имеющие критерии личной включенности и личного опыта обучаемого, а также проверяемости результатов обучения, и вперед! Кроме того, это не должен быть проект одного «Учителя» или одного «Учения» — это должна быть открытая площадка, на которой представлены многие. Здесь, как в обычной школе, должно быть много Учителей, и много Предметов. Это должен быть живой процесс – новые люди привносят все новые и новые практики, вырабатывающие конкретные навыки и умения, отработанные ими в процессе своего собственного саморазвития. Я предполагаю, что сформируется сообщество, появятся некие стандарты, критерии оценки, способы проверки наличия приобретаемых навыков, вчерашние ученики — завтра станут учителями для новых учеников.
Все люди уникальны, но никто эту уникальность не хочет в Вас видеть. Мало того, вы сами не особенно верите в свою исключительность, вас приучили к шаблонам, и не научили оценивать самого себя – свое здоровье, особенности своей физиологии, эмоционально-чувствительной сферы… и т.д. А ведь все эти характеристики – это не что-то постоянное, изначально заданное и неизменное, это всегда некие зачатки, которые находятся в динамике развития или деградации.
И здесь надо подробнее рассказать, что же из себя должна представлять эта Школа. Это коммерческий образовательный проект для взрослых, желающих разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, выработать или развить в себе навыки:
— коммуникаций (общения) с другими людьми,
— управления собственными эмоциональными состояниями,
— выработке жизненных целей, ценностей и приоритетов,
— учет времени, организованность, тайм менеджмент,
— управления другими людьми, коллективами, групповой динамики,
— методам сложного мышления, управление вниманием, интуиция, выделение смыслов,
— здоровому образу жизни.
И это не исчерпывающий перечень. Все вопросы, которые можно рассматривать и обучать в рамках самопознания и развития личных способностей – будут составлять предметную область. И это будет как обучение, так и исследование, ведь в этой области есть ещё много «белых пятен». Собственно, поэтому такое, немного избитое название, которое, тем не менее — узнаваемо, и отражает суть Школы – познай себя. Школа должна помочь человеку определиться со смыслом его жизни, выявить – в чем его гениальность или проще – предрасположенность, какими видами деятельности лучше заниматься, что бы добиться большего. Какие у него психологические особенности, а из этого ещё один важный вывод – каким у него должен быть его «идеальный» партнер?
Современное образование и наука отчасти развивают умственные способности, но даже здесь часто отсутствует важнейший элемент – смысл! У меня даже вначале были варианты назвать проект — Школой Смысла. Зачем мне нужны эти знания? Для положительных оценок? Для диплома? Важнейший результат образования – развитие собственного интереса к предмету, умение задавать вопросы – зачастую «лечится» самым жестоким образом. А ведь без эмоционального интереса, без любви к предмету – обучающийся его забудет сразу, как покинет стены школы. Вызывать интерес и осмысление гораздо важнее количества тупо зазубренной информации.
Я бы сформулировал следующие основные принципы Школы:
1. Исключительно светский характер образовательного процесса. Какие-либо упоминания религиозных или эзотерических моментов могут носить только исторический или культурный характер.
2. Приоритет понимания в ходе практического личного опыта. Включенность в предмет, изучение через призму собственного восприятия в ходе практического применения знаний.
3. Все теоретические сведения – носят исключительно вероятностный характер. Мы ничего не утверждаем категорически – мы высказываем предположения, в которых, возможно сами добросовестно заблуждаемся. Задача обучаемых — по возможности не согласиться, и опровергнуть точку зрения преподавателя.
4. Диалог между Учителем и Учеником – на равных, каждый ученик сам является своего рода «учителем», давая преподавателю (инструктору) практический опыт педагогической деятельности.
5. Принцип групповой работы. Обучение происходит в группах по 10-14 человек.
6. Отсутствие условий для зачисления. Пройти обучение может каждый желающий.
7. Свобода пребывания в Школе — каждый может прекратить процесс своего развития в Школе и покинуть её в любое время, никто не может быть принужден к обучению.
По форме работы – это будут занятия в группах, которые набираются постоянно, по мере накопления новых желающих, график занятий – плавающий, подразумевает одно-два очное занятие в неделю и самостоятельная работа между этими встречами. В Школе формируется определенный пул навыков и умений, которые могут преподавать те или иные учителя или даже внешние Школы (типа Психонетики), которые группируются по 4-м основным способностям:
1. Физические,
2. Эмоциональные,
3. Интеллектуальные,
4. Волевые.
Соответственно, для желающих пройти обучение будет предложено несколько типовых программ, на подобии факультетов, включающих в себя выверенные наборы предметов, либо самостоятельный выбор – что хотелось бы изучить в большей или меньшей степени. В первом случае стоимость курса обучения – фиксированная, во втором – каждый навык, умение или компетенция – стоит определенную сумму и их можно выбирать как в меню в ресторане. Здесь и мои предложения надо рассматривать как вероятностные, я представляю так, но я выслушал бы и альтернативные точки зрения. Это будет коллективный проект, поэтому должен быть консенсус.
Школа, захотим мы того или нет, будет формировать своего рода элиту, только элите присущи «изыски», учитывающие их индивидуальные особенности, только они могут себе позволить впитать те «сливки», которые не даются в рамках общего образования «для всех». Поэтому данный проект Школы будет изначально болеть «исключительностью». Хорошо это или плохо, пока судить трудно. Скорее всего, сработает принцип Парето 20 на 80, те, кто войдет в «20», с большой вероятностью станут выдающимися личностями и прославят Школу. Ведь именно «личность» и предполагается развивать в каждом ученике. Но результат очень сильно будет зависеть от активности самого ученика, любовь должна быть взаимной, и поэтому не все в это число попадут, но все равно «80» значительно поднимут свой уровень восприятия мира, и это тоже достойно того, что бы пройти обучение.
Поверх этой Школы обязательно сформируется определенное сообщество. Во-первых, это будут прошедшие процесс обучения специалисты, условно назовем их «молодыми», хотя по возрасту они могут быть далеко не юношеского возраста, но которые при этом всем этом будут носителями новой культуры, людьми, обладающими незаурядными способностями. Они должны проявлять повышенный интерес к самым разным аспектам жизни, в зависимости от того, кто какую специализацию для себя выберет. И им тоже интереснее будет общаться с понимающими их людьми того же уровня. Во-вторых, это будут профессионалы своего дела, которые могут не только поделиться знаниями в рамках процесса обучения, но и оказывать профессиональные услуги в области поиска и обретения смысла в самых разных областях — психологического консультирования, бизнеса, политики и т.д. Новейшие исследования с «кончика пера» привнесут инновационные подходы и дадут идеи для новых бизнес – проектов. Изначальный настрой на активность, на деятельность — должен послужить основой для самопроявления и самореализации участников в самых разных областях. Общая методология самоорганизации и управления этими процессами позволит назвать проект – инкубатором деятельности. Причем я еще раз обращу внимание на самоорганизацию этих процессов. Все как в живой природе – работают организмические (природоподобные) технологии, вместо директивного управления – создание условий, координация, выживут только жизнеспособные проекты, основанные на активности инициатора. Инициатива – не отделима от автора… именно в этой форме я нахожу гармонию и реализацию принципов ШАГа, которыми я «заразился» около года назад.
Здесь серьезные слова заканчиваются, и дальше я предлагаю расслабиться и послушать рефлексию на эту идею. Развивая идею школы нового типа, мне невольно приходило на ум сравнение со Школой чародейства и волшебства Хогвартс (из серии книг про Гарри Поттера), которая, как известно, тоже делилась на 4 факультета: Гриффиндор, Слизерин, Когтевран и Пуффендуй. В начале учебного года специальная волшебная Шляпа распределяла вновь прибывших: храбрых и благородных — в Гриффиндор, умных и сметливых — в Когтевран, упорных и честных — в Пуффендуй, а хитрых и изворотливых — в Слизерин. Здесь, кстати, еще надо продумать — каким у нас будет процесс распределения по факультетам )). Занимательны гербы факультетов и их особенности.
Гриффиндор (англ. Gryffindor) — отличительные качества учеников этого факультета: храбрость, честь, благородство. Талисман — лев, цвета — алый и золотой. Гриффиндор соответствует стихии огня.
Пуффендуй (англ. Hufflepuff, Хаффлпафф) — ценит трудолюбие, верность и честность (fair play). Талисман — барсук, цвета — канареечно-жёлтый и чёрный. Пуффендуй соответствует стихии земли.
Когтевран (англ. Ravenclaw, Рэйвенкло, Равенкло) — ценит ум, творчество, остроумие и мудрость. Популярная когтевранская пословица гласит: «ума палата дороже злата» (англ. «wit beyond measure is man’s greatest treasure», дословно «остроумие сверх меры является величайшим сокровищем человека»). Талисман — Ворон, цвета — синий и бронзовый. Когтевран соответствует стихии воздуха.
Слизерин (англ. Slytherin) — ценит хитрость, честолюбие, решительность, находчивость. Книга также позволяет предположить, что для слизеринцев характерна жажда власти. Салазар Слизерин также определял учеников чаще по чистоте крови. Талисман Слизерина — змея, цвета — зелёный и серебристый. Слизерин соответствует стихии воды.
И здесь надо сказать, что автор романа недалеко ушла от четырех библейских священных животных. Вообще этот символизм – он не просто свойственен, он естественно вытекает из человеческой природы. Я уже далеко не первый раз описываю 4 вектора, к которым можно свести развитие и силу личности. Это, во-первых, физическая сила и здоровья человека, стихия земли, символическое животное – Бык (у Джоан Роулинг – Барсук). Во-вторых, это его эмоционально- чувствительная сфера, стихия воды, символическое животное — змея, и здесь Джоан Роулинг Змею (в качестве символа) оставила без изменений, но сильно привнесла от себя, наградив слизеринцев — жаждой власти и хитростью. Люди воды – это больше эмоционалы, они могут быть юмористами, комедиантами, а могут искренне страдать и наслаждаться своей душевной болью… власть – это все-таки ближе к стихии огня. В-третьих, это интеллектуальные способности, которые соответствуют стихии воздуха, символ – орел (у Роулинг — Ворон), и здесь с «остроумием» автор попала на 100%. И в-четвертых, это волевые характеристики. И здесь символическим животным чаще всего выступает Лев.
Но аналогия практически сквозная – 4 факультета, где учат тому, чему больше нигде не учат — почти магия, на выходе — волшебники, умеющие управлять собственной жизнью… Я, с этим сравнением с Хогвартсом, надеюсь, что это отчасти поможет оценить мою идею, ведь каждое на сегодняшний день существующее учение, можно соотнести к одному из векторов, интегральные учения (по большому счету) описывают сразу несколько из них, но ни одно из них не описывает – все четыре сразу. Для этого надо сделать то, чего пока никто не делал – объединить различные школы в один образовательный процесс, отбросить все лишнее, и усилить «полезный сигнал», который в разных школах по разному, но говорит об одном и том же.