Все, во что ты навеки влюблен, уничтожит разом,
Тыщеглавый убийца-дракон, должен быть повержен он,
Сильнее всяких войн… Воля и разум..
После того, как я вывел для себя понятие Воли, являющейся важнейшей стороной нашей жизни, я познакомился с ещё одним учителем, который именно вопрос Воли и ставит в качестве главного понятия разрабатываемого им учения – Психонетики (ПН). Бахтияров Олег Георгиевич, которого я здесь и далее буду сокращенно называть БОГ. Вообще удивительно, был у нас в ШАГе РОК – Риттер Олег Константинович, теперь вот от РОКа к БОГу пришли.
И опять я ощутил некий внутренний резонанс. Я вслед за «Арией» говорю — Воля и Разум, а БОГ пишет об обретении свободы, высшего переживания Воли через работу со слоями сознания, через последовательное разотождествление своего «Я» с образами восприятия, с переходом на смысловой уровень. Я хотел создать широкое общественное движение, а БОГ говорит о сети малых активных групп. И впервые мне удается наладить нормальный диалог с учителем, чего мне так не хватало последние годы, хотя я по своей традиции накопал кучу противоречий… ну так я ведь не выступаю против кого-то, а общей пользы для…))
Когда я проектировал «своё» сообщество, я разработал алгоритм, который описал в статье об «Основах самоорганизации сообществ», и теперь бегаю, как дурак, и примеряю его к разным учениям, движениям или сообществам. Давайте вместе попробуем его наложить на сегодняшнюю психонетику.
Шаг первый – определение тезиса, предмета, отличительной особенности будущего сообщества. По сути, это ответ на вопрос — Что такое Психонетика? И тут мы сразу попадаем в ситуацию множественности, потому что по этому поводу есть целая куча определений и не-определенностей:
С одной стороны, БОГ взял этот термин у Кадзумы Татеиси, который еще в 1970 году им назвал целую эпоху, которая придет вслед за эрой био- информационных технологий.
С другой стороны, в Цикловики (в Википедии о психонетике вообще ни слова) Психонетика — современная концепция, ориентированная на разработку постинформационных технологий. Ее задачей является использование ресурсов сознания. И сразу же: Психонетика — совокупность психотехнологий, построенных на единой методологической основе и направленных на решение конструктивно поставленных задач с использованием особых, присущих только сознанию, свойств. И это уже винегрет, получается, потому что Психонетика — это и концепция, и набор технологий, сразу к задаче перешли – использование ресурсов сознания, но, я извиняюсь – задачи поставили, а цель какая? Разве можно задачи вперед цели ставить? Получается, что конечной цели еще не определили, но уже решили – каким образом мы её будем достигать. В этих определениях смешаны Предмет и Метод. Предмет должен отвечать на вопрос – что мы делаем? Метод – на вопрос как?
И здесь возникает вопрос — если Психонетика это только набор методов, то кто должен ставить задачи, которые этими методами должны решаться? Где и кто тот господин, чью жопу надо почитать, как дающую смысл для дальнейшей деятельности? В этом случае психонетика – это чья то прислуга, которая разрабатывает методы — как надо угождать Дающему задачи. Находить ему это что-то, бегать, как собачке, за кидаемой палочкой… а он психонетикам – косточку… Если же Психонетика самостоятельная дисциплина или учение – организация – движение (нужное подчеркнуть), то что представляет собой её Цель, образ будущего? Понятно пока только то, что задачи будут решаться за счет сознания, но так все задачи, в конечном счете, решаются сознанием.
Технология порождения технологий, мета-онтология порождающая онтологии. Где то мне встречались определения – что вообще все, что работает с сознанием – все можно отнести к психонетике. Внутри дисциплины при этом много говорится о свободе воли, об эффективном развитии, внутренней свободе как ценности, высшем внутреннем выборе… но ничто это не входит в описание Предмета психонетики, если только в психонетических традициях не определить это как не-предметы. В Киеве психонетика представлена Университетом эффективного развития, и, судя по названию, подразумевается, что предметом обучения является некий личностный рост, развитие. Московский центр называется Институтом психонетических исследований и разработок. Очень обтекаемое название. В Санкт-Петербурге это Институт Психотехнологий, при этом под понятие «психотехнологий» можно упаковать всю современную психологию, но психологией психонетика в классическом понимании не занимается, связанные с психологией проблемы не решает, это даже специально оговаривается. Создается ситуация, когда один пишем, два в уме – в классическом описании Предмета – только набор методик, а фактически речь идет о высших ценностях человеческой жизни, о новом формате мышления, о трансформации общества. Начинающему исследователю взрыв мозга обеспечен только этим.
Шаг второй – антитезис, выявление противоположности, фона (выражаясь пн-терминами). И получается, что не определившись с плюсом, нам сложно понять — что будет минусом? Если психонетика – это эпоха, то нам как бы делать нечего, я хоть и страдаю мегаломанией, но не до такой степени, что бы влиять на эпохи. Если психонетика – это концепция, то все остальные концепции должны стать врагами, если психонетика – набор технологий для решения конструктивных задач, тогда это не то основание, на котором можно собрать самоорганизующееся сообщество… кружок «моделист – конструктор» это будет предел для социализации.
Третий шаг – взаимодействие противоположностей, выделенных на первом и втором шаге, только здесь возникает вопрос КАК это делать? И судя по сегодняшнему положению вещей, психонетика на втором шаге выделяет для внешний сношений некого Заказчика (дающего смысл), сводя вопросы взаимодействия с миром либо в круг внутренних вопросов, либо вообще этим не замарачиваясь. Но тут мы в любом случае приходим к троичности Высшего выбора (по ПН), либо у Психонетики действительно есть некий Заказчик, обуславливающий поведение ПН-системы, либо ПН сама является центром свободной воли, определяющей собственное развитие, но тогда вопрос внешней среды – фона, и взаимоотношений с ним остается открытым, либо ничего нет акромя Тьмы Кромешной, но тогда я не совсем понимаю — о чем можно говорить… Лично мне близко, и кажется единственно возможным для обсуждения, только вариант свободной воли. Но тогда придется вернуться ко второму шагу и переопределить – с кем надо взаимодействовать? Если не определиться со смыслами на данном этапе, то мы получим пустоцвет, работу в режиме холостого хода…
Учитывая некую общность устремлений, я бы предложил свой вариант организации самоорганизующегося сообщества. Если создавать что-то глобальное, то в первую очередь надо озаботиться тем, что даст участие в этом проекте простым участникам? Сейчас этому вопросу, как мне кажется, очень мало уделяется внимания, подразумевая, что участники как к высшей ценности должны стремиться к неким откровениям и прозрениям, получаемым в результате ПН-практик, но у большинства людей запросы куда проще.
Начнем как бы с конца – с ценностей. Все чего-то хотят, к чему-то стремятся, чего-то страждут, и в большинстве случаев набор примерно один и тот же — надо здоровья, материального благополучия, любви, нахождения своего призвания (предназначения). Все это в целом можно назвать счастьем. Более продвинутые будут искать мистику, сверхспособности — доступ к информации о своих прошлых воплощениях, к хроникам акаши, возможностям левитации, астральным выходам из тела, перемещению сквозь время и пространство и хрен знает чему ещё. Отдельно стоят навыки и компетенции решения тех или иных задач – расстановки, работа с тенью, психотерапия, НЛП, нейрографика и т.д. Причем число продвинутых людей, озабоченных поиском чего-то высокого и светлого в их жизни с каждым годом становится все больше и больше, часть из них даже каким-то чудом узнает о существовании Психонетики, еще большим чудом становится их обучение, до конца которого доходят немногие. Психонетика на этой поляне – лишь один из игроков, причём далеко не самый заметный.
Если же вернуться к основной массе людей, то надо понимать, что большая часть их проблем возникает из-за неорганизованности, которая происходит из-за нарушений волевой сферы. Люди в большинстве своем страшно ленивы и неосознанны, живут в плену иллюзий, стремятся к призрачным достижениям, которые на самом деле им не нужны, и потому даже достигнув их, остаются глубоко несчастными. Вот, по большому счету, та среда, тот фон, с которым надо бы поработать. Этих людей можно и нужно учить осознанности и проявлению воли. Тогда ПРЕДМЕТОМ деятельности будет «учение осознанности», смысла деятельности (в том числе смысла жизни), фоном (антитезисом) будет огромная масса «темных» неосознанных людей, и их взаимодействием должен стать процесс обучения, школа. Обучение должно быть построено на принципах светскости, ненавязчивости знаний – каждый должен в ходе прохождения обучения вынести свой собственный опыт. И здесь, надо признаться, психонетика лучше других учений удовлетворяет этим требованиям, многие сваливают в мистику, эзотерику или религию, многие очень императивны в процессе обучения, добросовестно заблуждаясь, что их учение самое истинное. Единственное требование, которое я вижу – это обязательность выполнения заданий или упражнений, потому что в противном случае, если лень не преодолевается, то и результат достигаться не будет, а тратить время на уговоры – это игра в несчастную «золушку» и спасителя Принца, которая всегда имеет отрицательный результат.
Организация обучения начинается с расстановки личных целей и приоритетов – не бойтесь своих желаний, это первое с чего можно и нужно начинать работать – выяснить, кто к чему стремиться? ОТ проблемы или К достижению? Это первичная энергия, которая должна быть взята во взаимодействие и направлена на трансформацию личности. Я бы даже сказал, что все эти человеческие «хотелки» можно использовать как наживку для привлечения очень широких масс неосознанных товарищей, обещая им как «Золотая рыбка» исполнение всех желаний, которые они получат после прохождения процесса обучения, в ходе которого часть желаний отфильтруются как навязанные, а часть они действительно получат, потому что поймут — как правильно направлять собственную энергию на их достижение. Поэтому никакого обмана не будет, все только благодарны останутся. Да и в наших действиях нарушений этики не будет, мы никому зла не сделаем, это не обман, это хитрость, но мы слово сдержим, при этом людей на путь саморазвития наставим.
Первый тренинг самый простой – берем чистый лист бумаги и пишем заголовок – я хочу быть счастливым! Все что вы сейчас напишете, будете читать только вы, у нас нет никакой цензуры или ограничений. Позвольте себе по-настоящему что-то захотеть, проявите фантазию — это первое проявление воли. Пишем 2-, 3-, 4-е своих самых заветных желания, которые сделают вас счастливыми, пока все пишут, делаем подсказку – это могут быть желания, касающиеся материальных аспектов – дом, или квартира, машина, миллион долларов на счете, могут быть вопросы профессиональных достижений – космонавт, врач, ученый, звезда балета… могут касаться взаимоотношений – жену красавицу, мужа миллионера, семья семеро по лавкам … смелее, сейчас вы способны повлиять на свое будущее, поэтому не скупитесь на желания, пусть сильнее грянет буря! Вы вольны и свободны как в объектах своих желаний, так и в формулировках их описания. Это творческий созидательный процесс, поэтому позвольте себе быть искренними. Все к чему вы стремитесь, все о чем мечтаете и желаете… проявите образы желаемого будущего для начала на бумагу, это очень важный момент их воплощения и осуществления. Магия начинается с первой записи ваших желаний, сейчас в виде текста, завтра – наяву. Написали? Отлично, а теперь давайте анализировать.
Первый блок по каждой из строчек ваших желаний напишите – что Вам это даст? Что вы получите в случае реализации своего желаний? Вот представьте, что оно реализовалось — какие ценности вы получили? Потешить свой эгоизм или что-то действительно полезное? Второй блок – от чего ненужного вы избавитесь? Третий блок — что ценное вы потеряете? Четвертый блок – насколько осуществимо желание? Пятый – насколько экологично? Никто не пострадает от них? Шестой – чего вам не хватает для его реализации? Какие ресурсы вам нужны? Где цель, которая дает ощущение счастья, а где желание, достижение которого принесет лишь удовлетворение, ваши «хотелки» – это цели или желания? Вы живете от цели к цели или от желания к желанию? Вы бежите ОТ проблем или стремитесь К какому-то достижению? Кому будет хорошо от свершения – вам, или окружающим, получатель преференций лично вы или кто? Что хорошего это даст другим? Почувствуйте – насколько вам тепло от образа осуществления желания, насколько это желаете лично вы?
Основы взаимоотношений тоже можно давать в живой интерактивной форме – опять взять чистый лист, разделить вертикально пополам и написать слева – мужчина, справа – женщина, потом примерно на 3 строки разделить и написать – Родитель, Взрослый, Ребенок. А потом опять в режиме свободного творчества – перечислить все качества, характеристики, модели поведения женщины или мужчины в каждой из ипостасей. Устроить парное общение, с заранее заданными ролями в этой паре. Всё это весело, играючи, с вовлечением в процесс всей группы. Каждому, после процесса собственного творчества, будет интересно – что написали другие, как другие сыграют туже самую роль… Никакого навязывания теории, менторских лекций – всё происходит само собой, нужен только координатор процесса. Я лично вообще считаю, что надо больше игр, моделирование эмоциональности отношений, жизненных ситуаций, этапов личностного развития – все это и многое другое проще и доходчивее давать в игровых ситуациях. Что бы у участников включалось воображение, творческое начало, что бы они одновременно были включены в процесс игры, и при этом осознавали, что это всего лишь обучение, позиция наблюдателя. Это очень важный навык – всегда оставлять включенным своего стороннего наблюдателя, вместо того, что бы с головой уходить в какой-то процесс, полностью отождествляя себя с его результатами.
Уже на этом уровне люди столкнутся с тем, что казалось бы — такие несложные вопросы, но они никогда в жизни не задумывались о них, а как только подумают – первый шаг к осмыслению своего существования ими будет сделан… нам можно встать и поздравить друг друга.
Это конечно не методика психонетики, но на мой взгляд до психонетики людей надо как-то подготовить, дать им вначале азы осмысленности и волевого регулирования. Это позволит им открыть глаза и начать ориентироваться в окружающем мире, ставить цели, достигать их реализации, постепенно взращивать волю. От простых упражнений они со временем перейдут к активным действиям во внешнем мире, вот тут то и пригодится методика БОГа по сети малых активных групп, тут начнется взрослая психонетика. Они начнут порождать проекты в бизнесе, в творчестве, в науке… группы групп придут к необходимости политической регуляции, выйдут на уровень государственных и межгосударственных объединений. Вот здесь уже можно начинать говорить о том, что у народа появился свой голос, что бы в пределе появился голос всего человечества – очень красивая миссия, по мотивам которой предстоит написать ещё не менее красивую сказку – легенду.
С людьми надо работать на короткой дистанции, надо брать в руки и полоскать их грязное белье вместе с ними. Сейчас психонетика несколько возвышена, ей нет дела до проблем, до заблуждений, она ничего не обещает, ни во что не лезет. БОГ приводит определение Воли – как НИЧЕМ не обусловленную активность, которую нельзя понять, потому что понимание – это полюс сознания, нельзя почувствовать или ощутить. Это можно только пережить. Но мне кажется, в стремлении к разобусловленности ПН достигает двух пределов, во-первых, обусловленность свободой доведена до требования и само становится условностью, условие разобусловленности – зацикленная ссылка на саму себя. Во-вторых, этот уход от внешних раздражителей мне чем то общество пофигистов напомнил:
— а что, вы председатель общества пофигистов и вам до всего по-фигу?
— да нам всё по-фигу!
— что и женщины, и вино?
— да вообще до всего по-фигу…
— и деньги вам по-фигу?
— нет, вот деньги нам не по-фигу…
— а… а вот здесь вот у вас неувязочка!!!
— а до неувязочек нам по-фигу!!!
Психонетика вроде бы и хочет что-то изменить, но относится к этому немного по-фигистично, не настаивая, в режиме равноправной круговой рефлексии. А для реальной деятельности в нашем физическом мире нужна жесткая иерархическая пирамида власти и подчинения… иначе за пивом некого послать будет, я уже об этом писал. Поэтому надо разделять творчество и активную деятельность, и должно быть несколько центров управления этой системой.
И здесь будет уместно обсудить вообще весь процесс обучения. На сегодняшний день кроме Ковалева и Бахтиярова есть еще не меньше двух десятков авторов – Леонид Тальпис, Александр Зелинский, Андрей Васильев, и многие другие, каждый со своей методикой, школой, учениками и последователями. И хотя количество людей, стремящихся как-то получше понять себя, избавиться от душевных проблем растет каждый год в геометрической прогрессии, они сталкиваются с серьезной проблемой – куда идти, к кому податься? По каким параметрам ориентироваться в этом море тренингов, коучей и прочей нечисти? Есть серьезные люди с мировым именем, есть просто хорошие специалисты, но больше всего шарлатанов и проходимцев. И пока это — дикий рынок, он никак не упорядочен и не отсортирован. Если последовательно изучать все методики и концепции, то для хорошего углубленного понимания надо потратить по 2-3 года на каждую. Всей жизни может не хватить, что бы дойти до действительно нужной.
А что, если мы создаем не просто школу, а сеть искателей неких высших смыслов с открытой архитектурой? Мы не устанавливаем жестких рамок – кого и чему учить, мы приглашаем всех к сотрудничеству. В этой игре не должно быть проигравших, все остаются в выигрыше – учителя и тренеры получают клиентов, искатели получают именно то, что им больше всего подходит. Для получения рейтинга того или иного направления обучения вводятся оценки, со стороны искателей, и, по-прошествии определенного времени, у каждой школы, у каждого учителя или наставника появляется обобщенная оценка со стороны сообщества. В центре этой структуры должна быть некая базовая площадка, где новичка надо как-то отработать – выяснить проблемы, стремления, дать некую базовую подготовку для дальнейшего самоопределения. При этом участники проекта могут высказываться не только по поводу оценки учителей, но и предлагать варианты развития всей сети, брать на себя инициативы по ее развитию и трансформации. То есть это такая школа, где не ученикам ставят отметки, а наоборот – ученики оценивают преподавателей и всю школу в целом. Школа становится мета-школой, вбирающей в себя всевозможные учения.
Но в таком случае, надо либо психонетике в корне поменять определение, расширив Предмет деятельности, либо оставить ПН как есть, как детище БОГа одним из учений, наряду с десятками нейрографик, нейропрограммирований и различных учений других учителей. Лично я впервые описал в то время еще смутные представления об этом проекте в статье «социальная лаборатория будущего».
У БОГа своя методика преподавания, основанная на работе со слоями сознания, я ее поддерживаю, но считаю, что понятие Воли, которое БОГ определяет как ничем не обусловленную активность, несколько шире. Я вообще сторонник языческой модели, состоящей из миров Яви, Нави и Прави, мы живем в обычном мире в области пересечения этих трех миров, поэтому у нас и материя является информацией о самой себе, и сознание легко переходит от материального объекта к его смысловому значению, и у всех явлений есть причинно-следственные связи. С волей немного сложнее в понимании, это мир Прави, который обуславливает причинность, устанавливает ПРАВИ-ла. Он тоже незримо присутствует во всех явлениях окружающего нас мира. Если разотождествляться от условностей, то можно выйти в «чистые», непересекающиеся области как воли, так и сознания. Материя вне информации – это темная материя, или Тьма Кромешная по ПН, если нет информации, то и воспринять это «нечто» невозможно. Чистая воля, способная к порождению новых миров – это вектор воли, выведенный за границы материи и информации. В мире «только материи» (Яви) Кромешная Тьма хаоса, в мире «только информации» (Нави) пустота, в мире «только воли» (Прави) стремление к порождению… и мне кажется такой схемой можно было бы описать тройственный выбор высшего уровня откровения.
Если вернуться к Воле, то мне кажется, что ее развитие в конкретном человеке будет встречать естественное сопротивление со стороны двух факторов – лени и страха. Система как бы балансируется – чем больше воли, тем более энергичный должен становиться человек, для реализации все более и более смелых замыслов, и при этом уровень ответственности, который он на себя берет, так же растет. Но это очень тяжело — и физически, и морально, поэтому на каком-то уровне кривые спроса и предложения уравновесят друг друга. Лень как некий антипод Воли, бывает 4-х типов: физическая — лень двигаться, интеллектуальная – лень думать, эмоциональная – лень проявлять чувства, и собственно волевая – сдаемся без боя, лень проявлять хоть какую-то активность. Страх тоже может выражаться в 4-х видах – страх физического наказания (вплоть до смерти), страх показаться глупым, своенравным, страх эмоциональных расстройств, и страх не справиться с поставленной задачей. Страх закрывает канал воли, лень закрывает канал воли. Причем возможна и обратная реакция – преодолевая страх физической боли, или ледяной проруби на крещение, или совершая физически длительное и утомительное паломничество – появляется ничем не обусловленная активность, уверенность в своей силе, способность изменять многие вещи в мире. И так же по другим направлениям, усердие в учебе, стремление к новым знаниям, настойчивость, хладнокровие, приводят к росту Воли. Волю можно и нужно тренировать! И у Воли кроме ничем не обусловленной активности есть ещё минимум три проявления – физическая, интеллектуальная и эмоциональная.
И здесь я опять прихожу к пониманию, что моя концепция с 4 первоэлементами – Земля (физическое тело), Воздух (сознание), Вода (чувства) и Огонь (воля) описывает практически все существующие учения. Я обратил внимание, что даже Эверест Шостом, когда указывал на 4 пары устойчивых отношений: Диктатор – Тряпка, Калькулятор – Прилипала, Хулиган — Славный парень и Судья – Защитник, по сути описывает физическую энергию в первой паре, интеллектуальную во второй, эмоциональную в третьей, и волю в четвертой, и выявленная им связь – это отношения, которые Афанасьев А.Ю. в «Синтаксисе любви» называл ведение-следование (тип агапэ). Должно быть 4 энергии – физическая, эмоциональная, интеллектуальная и волевая. Все учителя или учения выбирают среди этих первоэлементов себе какие-то ниши и усердно окучивают их. Кто-то топчется в пространстве сознания – все виды расстановок, все словоблудие НЛП, кто-то занял позицию телесно-ориентированной терапии, кто-то работает с чувствами — тень, мета-чувства. С волей работают очень немногие, и ПН – одна из них. В ИНП С.В. Ковалева есть “Звезда благополучия”, которая тоже сводится к этим 4 первоэлементам. Напомню – там 5 лучей: Быть, Иметь (земля), Относиться (вода), Знать (воздух), и Делать (огонь). При этом «Земля» более широкое понятие первоэлемента, чем просто иметь материальные блага, сюда относится еще и физическое здоровье человека. В понятие «воды» кроме собственно самих взаимоотношений входит вся эмоционально-чувственная сфера, всё, где мы стараемся получить удовольствие и чего боимся. К «огню» кроме «делать» относится вся волевая сфера, ну и к «воздуху» кроме «знать» относятся все вопросы интеллекта и представлений о «картине мира». При этом пятое понятие «Быть», это наша комплексная характеристика, определяющая степень компетентности и согласованности 4-х первоэлементов (векторов) по тому или иному вопросу, этакий гештальт о самом себе, 4 колеса должны быть к чему то прикручены. И если большинство учений, выбирая одно из направлений, предлагают скакать на одной ноге, то я предлагаю полный привод.
Но и односторонний подход к этому вопросу тоже имеет место быть. Самая близкая к моей точке зрения схема представлена в Психософии (психойоге) Афанасьева. Он выводит 4 вектора – Физика тела, Логика, Эмоции и Воля, утверждая, что какое-то из этих качеств развито в человеке лучше других, какое-то на втором месте, а какое-то на четвертом. Всего получается 24 комбинации, описывающие 24 возможных психотипа. И здесь логично сделать вывод, что каждый озабочен чем-то своим, и ему нет дела до других вопросов, не относящихся к его проблематике, и такой же однонаправленный тренер ему очень даже подойдет. И это несложно диагностировать в начале курса, ну и плюс возможные личные предпочтения – в ходе занятий надо кратко презентовать какие школы — направления – учителя участвуют в этом проекте, что дают, с какими вопросами работают, какой формат взаимодействия предлагают и сколько денег за это просят. У нас же свобода выбора – наши рекомендации это одно, свой собственный выбор – это другое, последнее слово за участником.
Возвращаясь к проекту мета-школы, можно предположить, что со временем её структура станет основой нового сообщества, в котором люди научатся мыслить совершенно новыми категориями, и это может стать прецедентом для «общества будущего», в котором все стремятся к развитию и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Будет иметь место сильная «обратная связь» — замечания, предложения, оценки, рейтинги – это будет неким голосом сообщества. Я уже писал как-то, что любое сообщество – будь то партия, или трудовой коллектив предприятия, это своеобразное виртуальное государство. Но, в отличие от государственного разделения власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную, я предложил бы 4 первоэлемента, и 4 ветви власти, которые по своему очень интересно были описаны в 4-х квадрах соционики.
Тогда первая квадра занималась бы вопросами науки и инноваций, здесь собирались бы все ученые, учителя и инноваторы. Вторая квадра – силовая, сюда же входят ресурсы, деньги, банкиры, коммуникации с государственными структурами материальных государств. Третья – это производство, бюджет, исполнительные органы, та пирамида власти, которая организует процесс работы во внешнем мире. Четвертая квадра – хранители норм, СМИ, судебная система, основанная в нашем случае на оценках и рейтингах. Эти 4 центра делегируют 1-2-3 человека в высший орган управления, занимающийся только вопросами организации. Непосредственной деятельностью он не занимается. И получится, что высшая власть лишена «рук» непосредственной деятельности, занимаясь только системными вопросами, а руководители Квадр всегда остаются в положении подчиненных (менеджеров) не злоупотребляя абсолютной властью. Главного директора — царя — президента быть не должно, он должен быть коллективным. Таким образом мы либо берем за основу ПН, значительно изменяя её содержание и структуру, либо говорим о том, что вообще не создаем нового учения, что мета-школа — всего лишь контейнер для существующих школ развития, волшебный сосуд, который сам наполнится знаниями.
Это всё пока только черновые наброски, остаются нераскрытыми очень много вопросов, из 9 пунктов самоорганизации я прошёлся только по первым трем. Дальше нужно взаимодействие, в пустую изгаляться в остроумии мне тоже не очень интересно.