Меня всегда немного напрягала фраза великого индийского философа Ошо «Отключайте глупый ум». Потом ее повторяли Зеланд и многие другие а-ля философы, но я как-то всегда протестовал… как же так, ум – единственное чем мы познаем мир, анализируем, принимаем решения, то немногое, что отличает нас от прочих животных на нашей планете и его — это сокровище надо отключить. У меня всегда был когнитивный диссонанс по этому поводу.
Но с годами смотришь на всех, и создается впечатление, что каждый выбирает себе некую ловушку сознания, и сидит в ней, как свинья в любимой луже, всю оставшуюся жизнь. Чего я только не слышал, один мне все о кознях и хитростях евреев … я ему – а тебе не пофиг? Нет, говорит, не могу с этим мириться. У других все зло в мире из-за баб, третьи тела убитых животных не едят, избрав вегетарианство. Одни хотят мир сделать лучше так, другие этак. А я свожу всю эту картинку воедино и тихо фигею – сколько же наваждений в головах у людей, просто хлебом не корми – дай построить свою ветряную мельницу и в духе Дон Кихота сразиться с ней, аки с чудищем. Причем ладно сам, Хрущев, в свое время, решив выращивать кукурузу в Сибири, всю страну в эту атаку направил… а завтра третья мировая война так начнется.
И что характерно – ведь все считают себя умными. И тут уж во-истину согласишься с Ошо, иногда такой ум реально лучше выключить. Образ Дон Кихота очень точно передает эту разновидность наваждения, я бы ее назвал активной. Она требует от человека именно борьбы, активных действий, иначе весь мир без их помощи погибнет. Очень близкое слово с наваждением – одержимость. Мы говорим об одержимости бесами или демонами, но никто лично себя одержимым не считает. У других есть тараканы, а у меня их нет… их сожрали сущности покрупнее ))
Но если мы попытаемся разобрать этимологию этих слов, то наваждение от «наводить», есть как положительное толкование – наводить на цель, так и отрицательное – наводить порчу, обмануть. О-держимость – тебя что-то держит, какое-то О.. в древнеславянском алфавите есть два Бога А – проявленный, и О – непроявленный. О — это непроявленные божественные силы, которые держат человека. Кстати в слове ОБМАН примерно тоже звучание – О-манит. Я думаю разница в экстра- интро- вертности. Наваждение более активно, направлено вовне, одержимость более интровертно, личностно. Но в любом случае понятия близкие и зачастую применяются как синонимы.
Самый страшный лично для меня вывод – это то, что идеи справедливости зачастую могут стать наваждением. Мы думаем, что боремся за добро, за униженных и угнетенных, а по факту начинаем творить гораздо большее зло, чем было до нас. Кто-то посчитает людей темными и кинется их просвещать, защищать, воспитывать, но люди ведь кроме того, что глупы, еще и страшно ленивы. Они не захотят ни учиться, ни воспитываться … наш герой начнет вдалбливать в людей знания силой, порядок – жестокостью, справедливость еще большим насилием… но проблема в том, что эти враги, которых наш одержимый герой посчитал противниками прогресса, воспринимают эту ситуацию по своему – жили тихо, мирно, никого не трогали, тут приперся какой то чужак и давай всех строить. Что это как не наваждение?
Последнее время много говорится о практике «Двойных стандартов», мне можно делать то, чего вам категорически запрещено. Но этот принцип распространен не только в политике, он глубоко вшит в наше индивидуальное сознание. Все вокруг должны быть добрыми, бескорыстными, делать все, что бы мы их не попросили, соблюдать законы и правила приличия. А вот лично мне иногда можно и похулиганить. Мы не против изменить своему супругу с другим сексуальным партнером, чего самому супругу делать категорически нельзя. Нам можно быть грубыми, эгоистичными, высокомерными, мы этого даже не замечаем за собой. Самым крайним допущением является возможность убийства другого человека, тогда как наша собственная жизнь – это высшая ценность. Что позволено Юпитеру, не позволено быку.
И это очень важный принцип одержимости и наваждения – надо себя поставить выше других, я – юпитер, все вокруг быки, не люди, а скотина, быдло, с которым можно не считаться. Но одного этого мало. Нужны не только амбиции, но еще и желания, потребности, ради достижения которых мы будем биться с ветряными мельницами. Но и с потребностями мы попадаем в ловушку неопределенности. С одной стороны есть нормальные живые или можно сказать хорошие потребности, без которых нельзя и достижение которых дает толчок в развитии человека, общества, цивилизации. А есть наведенные, обманные потребности, и их порой хочется так, что трава не расти, после нас, хоть потоп.
Кто твой самый страшный враг? Мало кто сможет сказать – я сам для себя враг, но зачастую именно так и есть. Наше сознание, наши желания, ради достижения которых мы все ставим на кон, сотрясают все основы нашего существования. Если нет гармонии, сбалансированности, соблюдения неких негласных правил, наше сознание сводит нас с правильного пути и врезает в ближайший столб. Природа же безмолвно взирает на очередного безумца – Дон Кихота, решившего, что он может не подчиняться ее правилам.
Все эти наваждения, одержимости, ловушки сознания – по сути это некие установки сознания. На «физическом» уровне болезни нет, но люди все равно больны, и болезни уже более тонкого – ментального уровня. При чем стоит заговорить с кем-нибудь о его заблуждениях, указывать на недостатки — человек буквально взрывается, как будто некий невидимый цербер, страж загробного мира срывается с цепи и бросается на вас. Вот уж начнешь не просто верить в демонов, но и видеть их проявления.
А правила природы или жизни довольно просты. Я еще в статье о творчестве Сергея Николаевича Лазарева предлагал создать свод кармических законов – больше давать, чем просить, прощать, искренне любить. Но потом оказалось, что наши предки давно уже описали их в КОНах. Все действия и поступки разделялись на по-кону и за-коном. Следование по-кону продолжало РОД, и это был ПО-РЯДОК. Все же поступки совершенные за-коном приводили к прекращению рода. И это была карма, наказание за нарушение ПРАВИ-л. Это будет отдельной темой большой статьи в будущем.