Пространство смыслов Алексея Каныгина Размышления о насущном

29.01.2016

Опричнина.

Filed under: Философия — admin @ 2:12 пп

oprichna1

Новый год, перезагрузка сознания после новогодних праздников требует какого-то начала работы для фантазии. Вообще интересно – во всем мире пьют, как бы заканчивая год, а у нас в России каждый год начинается с великой попойки. В сегодняшней статье я хотел бы обдумать такую интересную тему как опричнина. Истоки, причины, последствия, аналогии, выводы.
Условно считается, что первым придумал опричнину Иван Грозный, но мне кажется, что история вращается вокруг одних и тех же моментов, и наш царь придумал только термин. Опричный, опричнина – это просто особый или обособленный, выделенный среди других, в самом слове никаких тайных смыслов нет. Это простой процесс обособления, выделения своей власти из размазанного набора властных отношений, не принадлежавших в данном случае монарху Ивану Грозному.

По сути, Русь, при начале правления Ивана Грозного, сделала огромный прорыв в развитии. Была вдвое увеличена территория государства, после взятия Казани и Астрахани к Руси добровольно присоединились Кабарда и Черкесия, западная Сибирь, введена новая система управления государственным аппаратом – институт приказов, утвержден представительный орган – Избранная Рада, принят сборник законов, проводятся знаменитые соборы — Земской 1549 года и Стоглавый церковный 1551 год. Страна активно развивается, ее площадь превысила размер всех западноевропейских стран вместе взятых. Монарх при этом — реальный вождь, он первым за многие годы венчался на царство, взял титул царя – цезаря, он как-то ладит и с народом, и с боярами.

И вдруг, после всего этого, как сказал бы великий Ленин – шаг вперед, два назад, все это на корню сметается стремлением монарха к абсолютизму, царь неожиданно становится параноиком. Иван Грозный разделяет земщину и опричнину. Набирает опричников в военизированное вооруженное формирование. И начинает проводить террор против земщины. Люди – хуже скотины, за неповиновение – смерть, в расход пошло все – свои же русские города безжалостно уничтожались, церкви грабились, священнослужителей убивали… со стороны складывалось такое ощущение, что Иван Грозный взялся заново завоевывать то, что и так ему принадлежало. Он, как злобный демон, борется со всем народом, с целой страной, перемалывая людей, навязывая какие-то свои темные понятия, круша и ломая созданные десятилетиями ценности.
Причем в ход идут самые жестокие преступления – убийства, насилие, пытки. Ни о каком праве не может быть и речи, только грубая сила, физическое и моральное подавление. Не хотите как вам велено – получите реки крови. Неприкасаемых нет, Дворян и бояр казнят, их детей топят в реках, как котят. Церкви и монастыри разграбляются, священников убивают всеми возможными способами… ничего святого не остается. Фактически это государственный террор против своего народа.
Опричники – основная действующая сила, быстро входят во вкус безнаказанности злодеяний и умножают это зло личным произволом. Под вымышленными предлогами заскучавшие опричники совершают набеги на земские поселения, берут под стражу в заложники купцов и бояр, но за откуп отпускают, действуя хуже реальных разбойников.

oprichna2

Опричнина – это система. Надо все таки отдать должное Ивану Грозному – он был системщиком. И в строительстве, и в разрушении. Вот, скажем, Павел 1 самолично решил наводить порядок, кончилось это убийством императора, а вот Иван Грозный переложил основную работу и ответственность на опричнину. Он конечно и сам много кого истязал и казнил, как говорится своими руками, но все равно за ним была система.

Все то же самое повторится в 30-50-е годы 20 века. Термин «сталинские опричники» не я придумал. И ведь действительно — сколько аналогий: та же система вооруженного формирования, призванного выгрызть измену, та же средневековая жестокость с огромными жертвами среди гражданского населения, та же безнаказанность, тот же государственный террор и демонизм, обращенные против народа. Опричники Сталина боролись со старой системой, опять в расход пошли люди, церкви, старые понятия справедливости, опять некая сила восстала против народа. Она вроде как вышла из народа, но противопоставила себя ему, заставляя ломаться, подчиняться, принимать новые правила игры. Чекисты вдоволь напились как крови, так и материальных благ конфискованных у задержанных. И так же, как при Иване Грозном развитие опричнины уперлись во внешнюю агрессию, поставившую под вопрос само существование государства. И опричники снова оказались не той силой, которая готова к нормальной войне с подготовленным противником.

В 1571 году Москва горит. Выстаивают только окруженные стенами Китай-город и Кремль. Крымский хан Девлет Гирей пишет очень уничижительное письмо Ивану Грозному – мол, приходил по твою душу, а тебя нет… в следующем году опять приду! А что же опора царя – опричники? А они разбежались… Это же не против безоружного народа террор чинить, тут всерьез воевать надо. Девлет Гирей, пользующийся безусловной поддержкой Турции, был крайне недоволен русским царем. Павшие Казанское и Астраханское ханства были союзниками Крымского хана. В 1572 году он собирает 120 – тысячное войско и отправляется с ним навсегда покончить с русским государством. Крымскими татарами это воспринималось как что-то несложное и торжественное. Царь Иван — Грозный, от большого личного героизма, скрывается в Великом Новгороде, ожидая, что татары опять пожгут Москву и уйдут, успокоившись добычей и пленниками. Но битва при Молодях напрасно не входит в учебники нашей истории, ее значение едва ли не больше, чем значение Куликовской битвы. Русские не только выстояли против впятеро превосходящих сил противника, но и наголову их разбили. Обратно в Крым вернулось не более 15 тысяч человек. Воевать с Русью на ближайшие пару поколений больше было некем. Казань и Астрахань остались в составе Руси.

1565 год – начало опричны, 1572 – окончание, 7 кровавых и демонических лет существования. Иван Грозный вдруг панически забоялся потери власти. Он в принципе имел для этого ряд оснований. И Боярская Рада могла в любой момент низвести как самого монарха, так и оставшуюся у него часть властных полномочий, что собственно и произойдет с семибоярщиной в будущем. Духовная власть к этому времени окрепла и накопила и достаточно большой материальный капитал в виде земель, крестьян, церквей и монастырей, и паства неизвестно кого бы больше послушалась – попов или монарха. Причем что бы было понимание – что беглых крестьян, что разбойников церковь в то время не отдавала. Стоило какому-либо злодею наворовать, награбить, а потом типа раскаяться, и сдаться с награбленным добром в монастырь, ни жулика, ни вещей церковь не выдавала… И все это конечно сыграло определенную роль в желании Ивана Грозного собрать воедино всю власть. Клубок противоречий в обществе рос. Поражение в Ливонской войне, недовольство князей указом Царя 1562 года об ограничении их прав, разрыв с «Избранной радой», казни одних и бегство из страны других царских вельмож… все это, конечно, подталкивало царя к действию…

Немаловажную роль некоторые исследователи уделяют влиянию на царя второй жены Ивана Грозного – дочери черкасского князя Кученей, после крещения — Марии. Первая Анастасия прожила с царем 13 лет, родила ему 6 детей, из которых только Иван и Федор дожили до совершеннолетия. И вот в 30 лет царь овдовел, и согласился на новый брак. Новая супруга была своенравна и злоблива. Она научила Царя отобрать 500 надежных человек для охраны… которые потом и станут основой опричнины.

Но, кинувшись из одной крайности, Иван Грозный ударился в другую – сила его опричников выделилась, накопилась, но стала зловещей, и сыграла болезненную роль в жизни страны.

Теперь современные аналогии — украинский Правый сектор, так называмые добровольческие батальоны, которые не входят ни в армию, ни в МВД – типичные опричники современного национализма, которых поддерживают Коломойский и Порошенко. И опять мы видим все признаки опричнины – опять некая сила из части обособленного украинизированного народа противопоставляет себя остальной массе. Они убивают, жгут, крушат и ломают старые ценности, они вооружены, они беспощадны, и конечно они злоупотребляют властью. Убийства, грабежи, насилие – все это неизменная часть опричного движения.

Но если мы посмотрим еще шире, то все цветные революции происходят в любой стране путем привода к власти некого лидера, который первым делом набирает себе опричнину. Эта опричнина будет кувалдой, которой он ломает предыдущую систему. По сути на Украине именно так сейчас и происходит, да и в 1917 году в России тоже так было. Коммунисты вспомнили, что всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она умеет защищаться, и создали «совесть революции» — ЧК-НКВД.

Возвращаясь к Грозному, можно сказать, что история ему не простила кармических преступлений. Русь матушка устояла, а вот род Рюриковичей на нем закончился. Да и всем карателям – опричникам тоже воздалось. Кого-то еще при жизни Ивана Грозного казнили, кому позже досталось. На чужом горе своего счастья не построишь.

Powered by WordPress