Сегодня я хочу высказать свое мнение о коррупции в России.
Действующий президент России Д.А.Медведев называет это проблему «вечнозеленой», много но как-то в холостую говорится о способах борьбы с ней. Все не то, все мимо. Коррупция, не смотря, а может быть и благодаря борьбе с нею, только крепнет и все больше укореняется.
Проблема и проста и сложна одновременно. Проста она потому, что ничего сложного нет – надо выявлять коррупционеров и привлекать их к ответственности. Бери больше — кидай дальше, пока летит — отдыхай. А сложна из-за того, что коррупция очень глубоко проникла в государственную систему России, что убрать всех взяточников равносильно тому, что бы полностью обезглавить все уровни управления, как на федеральном, так и на местном уровнях власти. Это приведет к параличу управления и возможно гибели государства.
Какие только сравнения не придумывали коррупции – и ржавчина, проедающая механизм государственной машины, и раковая опухоль в теле государства. Но так ли все безнадежно? Я люблю системный подход и считаю, что если система не работает, значит есть системные ошибки, исправив которые можно добиться результата. Ведь не все же страны безнадежно больны коррупцией.
Россия интересная страна – по уровню коррумпированности мы одни из последних в рейтинге – боремся за звание самой коррумпированной страны с банановыми республиками. Но население России это практически не беспокоит. Баночка с просроченной сметаной волнует нас гораздо сильнее чем то, что кругом процветает поголовное взяточничество. Объем коррупционных сборов с 2001 по 2008 годы вырос с 33 до 316 миллиардов долларов в год (оценка фонда ИНДЕМ). Парадокс нашей страны в том, что и снизу считается «нормальным» дать бытовую взятку чиновнику, гаишнику, врачу, учителю; и наверху все давно распределено – сколько надо «откатить» за выделение бюджетных денег, за согласование проектов, выдачу разрешений и т.д.
Надо сказать, что при прочих успехах президента Владимира Путина, в период с 2000 по 2008 год, для развития коррупции это было просто «золотое» время. Вначале Путин, а следом за ним и Медведев говорили, что проблема коррупции – это не проблема одного дня – с ней надо заниматься годами, население виновато – дают взятки, а как бедным чиновникам удержаться от соблазна.. Я же считаю, что рыба тухнет с головы. И основная проблема борьбы с коррупцией у нас в стране – это таким образом с ней бороться, что бы не поймать самого себя.
Надо создать видимость борьбы с коррупцией. В России это одно из ключевых понятий – создание видимости. Начальство делает вид, что платит нам зарплату, а мы делаем вид, что работаем. Надо много говорить, но ничего не делать.
Мне в этом отношении интересно было послушать, как накануне нового года в администрации Егорьевского района проходило собрание по борьбе с коррупцией. Собрали всех руководителей предприятий, отделов, служб. Главарь наш вел это представление – говорит брать взятки нельзя.. все его сидят, слушают – да нельзя.. рассказывай ))). Я потом представил как таких как наш – на более высоком уровне губернатор собрал – и тоже самое – нехорошо ребятушки мои взятки брать – незаконно это.. Ну вот примерно на таком уровне у нас с коррупцией и идет неравная бескомпромиссная борьба. Поборолись, галочки в планах поставили … и успокоились – до следующего обострения.
Я вот, например, не понимаю, почему наш любимый премьер Владимир Владимирович в одиночку принимает решения о выделении колоссальных средств. Операция «спасение рядового Райна» — для поддержания Дерипаски, стоила 4.5 миллиарда долларов. Эта сумма не была заявлена в бюджете, она превышает размеры кредитования Белоруссии и Украины вместе взятых. Вы только представьте – в одного из предпринимателей вкладывается денег больше, чем мы готовы кредитовать двум дружественным странам. На основании чего? На разваливающийся ВАЗ просто выброшены 40 миллиардов рублей – опять грубейшее нарушение бюджетной дисциплины. Если государство готово спонсировать бизнес – ну пропишите правила, устройте конкурс – пусть все поучаствуют. Почему одни хозяйствующие субъекты налоги платят, а другие их на халяву получают?
А теперь скажите — кто может предъявить премьеру претензии? Президент Медведев сидит и делает вид, что происходящее его не касается.. Может Генеральный Прокурор возбухнет? Или Министры МВД и Юстиции? Как то не торопятся они с правдолюбием. Скажите — почему? А потому, что служат они не стране, а конкретному человеку. Барин их на работу взял и в любой момент может с этой работы уволить. И никому их крики о нарушениях законов не нужны будут. Все! Я есть альфа и омега! Мы говорим ленин, подразумевам партия.. А кто может предъявить претензии нашему Главе, если даже на упомянутом выше собрании начальник милиции сначала обратился к Главе, отдельно – что бы подчеркнуть свое уважение, и только потом ко всем присутствующим..
Давайте посмотрим, как осуществляется борьба с коррупцией на физическом уровне. Как я говорил, в деле борьбы с преступностью нет ничего сложного. Кто выявляет взяточников? Оперативники ОБЭП и ФСБ, отчасти службы собственной безопасности. Получается информация, проводятся оперативные мероприятия, и вот он голубчик попался.. Работа очень сложная, требует высокого профессионализма и слаженности нескольких сотрудников. В одиночку такие мероприятия не проводятся. Надо:
— разрешение у непосредственного начальника подразделения получить,
— разработать план и согласовать его у начальника отдела,
— на съемку и прослушивание у прокурора или в суде санкцию получить,
— деньги где-то получить, пометить, протокол составить, с понятыми договориться,
— организовать провокатора, который меченые деньги передаст будущему обвиняемому,
— установить аппаратуру, которая все это снимет и запишет,
— и разыграть как по нотам, что бы после передачи денег никуда не пропали, ни обвиняемый, ни сами деньги, что бы все свидетели и понятые были на месте, и т.д.
Раскрывается преступление – вначале его судьба в руках опера. Соберет он достаточное количество улик или дело развалится — зависит только от его честности, далее следователь, утверждение обвинительного заключения у прокурора и суд. А теперь задумайтесь об уязвимостях в процессе сбора материала и расследования дела. А кто может повлиять на процесс расследования?
Опер ведущий первоначальный материал может «подыграть» стороне обвинения? Может и еще как. Он может в упор не увидеть нужные улики, не услышать нужные показания. А его начальник может попросить опера скорректировать расследование? Тоже может, а не то 13-я зарплата мимо, очередное звание мимо, квартальная премия – ноль, и оклад по нижней границе. А какие меры защиты опера – а никаких. Пытались одно время профсоюз организовать, но так ничего путевого и не сделали. Все тоже самое и со следователем. Этот может развалить самый хорошо собранный материал. Жулики свои показания поменяют и обвинят опера в том, что он бил их безбожно для дачи показаний и улики окажутся собранными с нарушениями процессуального порядка. Прокурор может отказаться возбуждать уголовное дело – скажем он не усмотрел достаточно улик. А сколько достаточно? А хрен его знает – дело такое, очень субъективное, если глаза поплотнее завязать, то их никогда не будет достаточно. Ну и наконец, судья – если дело по дороге не развалилось, в полной мере может не усмотреть ни улик, ни оснований.
Это я к тому, что в последнее время много говорится о защите судей, о реформах судебной системы, но у нас полностью оголены фланги – весь процесс предварительного расследования настежь открыт для влияний.
Но главное – не та битва выиграна, в которой ты победил, а та, которая не состоялась. Скажите, может начальник УВД, уважительно приветствующий Главу района дать распоряжение о проведении оперативных мероприятий против него? Или хотя бы против его верных замов? Никогда! Это звенья одной цепи. Вот если у Главы кто-то из старых соратников вдруг станет противником и, скажем, захочет отвоевать у него власть в ходе предстоящих выборов. Вот тогда вся мощь и сила правоохранительной системы задут залп по неприятелю. Недаром в числе самых близких приближенных только те, на которых у Главы есть хороший компромат. И никогда не возникнет в недрах сегодняшнего Егорьевского УВД не то, что бы уголовных дел, но даже оперативных разработок на действующую коррупционную систему. Будут по прежнему, ловить врачей за левый больничный и учителей за зачет на экзамене. Вот где у нас махровая коррупция по официальным данным.
И это не проблема только Егорьевска. Сейчас везде идет спайка контролирующих и контролируемых. Это выгодно!!! Связка начальника милиции и Главы – это такая сегодняшняя революционная двойка (иногда к ним примыкает начальник налоговой службы – получается тройка), определяющая всю внутреннюю политику на определенной территории. Этого поддержать, а этого уничтожить! У них есть силовой, информационный, финансовый и административный ресурс. Раньше Бординов С.А. (царствие ему небесное) рассказывал – начальников райотделов в ГУВД собрали и говорят – вы не вздумайте там со своими руководителями исполкомов спеться – поувольняем. Государство четко понимало опасность такого «сотрудничества». Сегодня этого понимания нет. Ну и зачем тогда надрываться, кому-то чего-то доказывать, если полюбовно договориться и проще и выгоднее. У Главы тылы прикрыты – он спит и спокойно знает, что из милиции за ним никто не придет, и начальник милицейский прикидывает, о чем бы ему еще главу попросить. Почему Лужков так в своего начальника ГУВД вцепился – приказ об его увольнении аж Президент России подписывал!! А потом нового не согласовывал несколько месяцев. Все по этому же.
Вот и получается – у нас вагонами воруют, а мы карманников ловим. А с теми, кто вагонами тырит, мы очень осторожно и уважительно здороваемся. Слонов то мы в упор и не видим. И при этом делаем очень озабоченное лицо – что делать с коррупцией.. ну никак не удается ее побороть.. вроде и собрание собрали, и а-я-яй всем сказали.. а она никак не хочет отступать..
Если контролирующий и контролируемый совместно решают вопросы распределения доходов — то это уже не контроль, это огосударствленная мафия, которая строит свою деятельность на наших с вами налоговых отчислениях. За рубежом режим правления в нашей стране все чаще и чаще называют мафиократией. А если прибавить к этому еще и то, что вся эта деятельность осуществляется в оболочке политической партии «Единая Россия», то победить этого монстра становится просто неразрешимой задачей. Став крупнейшей политической силой она вышла на качественно новый уровень. И методов борьбы с политической коррупцией пока в науке нет — Россия опять впереди планеты всей и создает новые прецеденты.
Просто если бороться — то надо создавать армию бойцов. Как в 90-е годы создали подразделение РУБОПа, те свою задачу в целом выполнили — волну бандитизма и вымогательства сбили. Местным органам власти они не подчинялись, планы и цели ни с кем не согласовывали. Но если мы говорим о ТРЕХ типах коррупции — бытовом, деловом и политическом, то борьба с первым типом коррупции — с бытовым взяточничеством у нас более менее отработана. С ней еще можно бороться старыми методами. Но скажите мне как проверить сколько денег вернулось чиновнику в форме отката за выделение бюджетных денег? Эти правонарушения можно выявить только проведя тщательный аудит расходов — они обязательно будут завышены. У нас есть Счетная палата, но ей слишком мелко заниматься бюджетами более чем 10 тысяч поселений. Профессионализма ОБЭП или Прокуратуры боюсь не хватит — слишком высокий профессионализм нужен в узкой области. Справились бы налоговые органы, но боюсь на них нельзя надеяться из-за их заинтересованности, обусловленной подчиненностью на местном уровне. Ну и наконец с политической коррупцией можно будет справиться только отказавшись от доминирования «Единой России», а это боюсь невозможно, потому, что эта партия выполняет свою роль в деле «конституционности» удержания власти. Многие вопросы управления страны должны решаться через парламент, и он должен быть «управляем». За эту управляемость ему отдают на откуп коррумпированность. Именно по этой причине наши Премьер и Президент очень лояльны к грубейшим нарушениям законности со стороны Единоросов. Им нужно большинство «своих» во всех уровнях законодательной власти. До определенной степени это неплохо — можно не тратить много энергии на уговаривание независимого парламента — он и так, как верная собака все сделает, но это опасный вариант чрезмерной податливости, грозящей абсолютным тоталитаризмом, пусть не при нынешних лидерах, а при следующих, спокойно дожидающихся своей очереди на трон в тени нынешних вождей.