В конце каждого православного поста хочется написать что-то особенное. В этом году опишу свои представления о демонах, которые живут в нашей душе, которых мы кормим, с которыми отождествляемся, считая их голоса – своими собственными… а иначе – кто там ещё в моей голове может говорить? А значит – это мой голос, это мои мысли, чувства или желания! Но так ли это на самом деле?
Вначале оговорюсь – всё, что я пишу, это исключительно моё субъективное и глубоко ошибочное восприятие реальности! Ничего научного в этом нет, и этому ни в коем случае нельзя верить! )) В целом, это разговор о психологии. Психология не является наукой, ведь психика, которую она изучает… это совокупность не пойми чего. Поведение, чувства, мышление, воля, что является Предметом изучения? Метод познания основывается на моделях психики, но никого не трогает, что модель Фрейда никак не соответствует модели Ассаджиоли… подумаешь. Психика – это свойство сложно организованной материи? Это внутренний мир человека? Это высшая нервная деятельность, или может быть это душа? Четкого научного предмета, с явно выраженными критериями – что в него входит, а что не входит!
Поэтому можно говорить о «программах (моделях) поведения» или о «комплексных представлениях»… я это назвал Демонами. У этого слова не всегда негативная коннотация, Сократ взывал к своему демону, и относился к нему хорошо. В программировании Демон – это запущенный в оперативной памяти процесс, самостоятельная единица программного кода. Эти процессы появляются, исчезают, что, в общем-то, очень похоже на появление и исчезновение субличностей в нашем сознании, никакой мистики… ну или почти никакой.
Православный «пост», это такая духовная практика, с одной стороны очень простая – ничего не надо делать… как будто бы для лентяев придумали. Надо – НЕ делать! Надо воздержаться от неких действий, и порой это воздержание тяжелее самой тяжелой работы! Внутри сознания возникает желание, настойчивый порыв – хочу!!! И обуздать это желание, не поддаться соблазну, это очень серьезная психологическая работа внутри себя.
Начинается пост с требования – не употреблять пищу животного происхождения, можно есть только растительную пищу! Ну и, конечно, сразу же появляется желание жрать, с которым надо что-то делать. Что из себя представляет это желание, и как ему противостоять? Давайте представим его в образе Демона. Вы знаете, как выглядит демон обжорства? Все обжоры носят его маску. Это демоническая решительность, с которой человек начинает жрать, эта неудержимость придает выражению человека некое бешенство, несдержанность в еде начинается с легкого помешательства, лицо перекашивается гримасой страсти. По мере насыщения, лицо как бы успокаивается, появляется довольство, даже улыбка… Демон накормлен, но легкий налет этой демонической перекошенности в лице остается. С годами черты углубляются, и мы без ошибки, по одному взгляду видим – вот он, любитель поесть. Никаких демонов мы конечно не видим, это всё очень абстрактно… но если приглядеться, то можно увидеть, что демон обжорства здесь частый гость.
Познакомившись с ним, я задумался – а не стоят ли за каждым из смертных грехов свои демоны? Назовем их – Гордыня, Зависть, Жадность, Блуд, Уныние, Гнев, и уже обсужденное нами Чревоугодие, которое мы представили в виде Демона обжорства?
Как выражается на лице демон Блуда? Этакий помутневший поволокой взгляд, его иногда называют – томный взгляд, блудная улыбка, приоткрытый рот… и тоже измененное сознание. В момент сексуального возбуждения критическое мышление отключается, человек как бы настраивается на некую волну, и качается на ней. Это можно представить, как будто он отдается во власть некого духа, который овладевает им, его волей, его сознанием, и далее этот Дух, или Демон что-то делает, а собственное сознание – лишь зритель в этом действии.
Очень похожий перехват мышления и воли происходит и в Гневе! Это прям чистой воды сущность, которая проникая в сознание, полностью овладевает им! Никакой жалости к врагу! Победа или смерть! Вешайтесь ублюдки, кто не спрятался, я не виноват! Сущность, дух, демон, автономная программа поведения… как ни назови, но это что-то обладающее собственной волей, потому что происходит перехват системы управления! Можно сказать, что у этого Демона есть и собственное сознание, потому что критическое мышление человека притупляется или вовсе отключается. Как выглядит Демон гнева, я думаю, никому рассказывать не надо, это бешеный взгляд, перекошенное теперь уже от злости лицо, и тоже эти черты с годами укореняются, и мы не перепутаем весельчака – сангвиника со злобным холериком.
Здесь я хочу обратить внимание на повторяющиеся моменты – перехват воли и мышления, как будто бы к нашему обычному «Я» присоединяется что-то со стороны, как будто бы инструктор по вождению говорит – ослабь хватку, дальше я поведу! И «Я» остается простым зрителем. Но мы не разделяем свое «Я» и привнесенное, и на завтра, если кто спросит – кто пил, кто буянил, кто предавался разврату? Ну конечно – «Я», здесь больше никого не было! Но это «Я», как-бы не настоящее, нам даже бывает стыдно, что мы себя так вели. Это какая-то субличность, то появляется, то исчезает… или Демон? ))
Пойдемте дальше, Гордыня, этот демон стоит на охране собственной самооценки. Если кто-то бросает ему вызов, он вначале обижается, а потом свистит в свой волшебный свисток вызывая демона Гнева! Тот с ходу бросается в бой. Раз Демон Гордыни свистнул, все сомненья прочь, просто покажите мне этого гада, я вырву ему горло! Обида – это тоже программа поведения, в основе которой лежит оценка отношения к нам других людей. Чем выше наше самомнение, тем легче нарушить эту границу. Гнев приходит как компенсация, как месть за причиненную Обиду, способ выравнивания нарушенного баланса. Высокомерие, презрение, брезгливость, опущенные вниз уголки губ и каменный неумолимый взгляд… это уже черты Демона Гордыни.
Демон Жадности – тоже хорошо знаком людям! Есть поговорка – «нет предела двум порокам – человеческой жадности и человеческой глупости». При этом, наша православная Церковь про демона Жадности вспоминает, а вот Демона Глупости как-то упускает из вида. Но в Буддизме именно Глупость в формулировке «Невежества» является не просто демоном, а матерью всех пороков, занимая в порочной иерархии высшее место! Так что наша народная мудрость в чем-то даже дополняет библейские писания. Но вернемся к Жадности. Его зримые черты наглядно прослеживаются в образе Кощея Бессмертного, который «над златом чахнет». Либо, как вариант – жаба, которая сидит на добре, и опять – легкое безумие, страсть к наживе, демоническое помешательство разума, отрицающее всякую достаточность!
Демон же Глупости (рассмотрим и его, раз уж он мать всех пороков), это чистый дурдом. Мы говорим дурак, а подразумеваем невосприимчивость к логике, к аргументации, отказ от коммуникации… этакий «себе на уме», человек, который живет в мире примитивных иллюзий. Здесь надо оговориться, все мы живем в рамках иллюзий, но у большинства людей их представления о мире вокруг них довольно сложные, логичные. Представление об окружающем мире требуют затраты энергии на мышление… а глупый человек проявляет жадность к усилиям по мышлению, видимо это внутреннее родство и объединило их в русской народной пословице. «Не были мы ни на какой Таити, нас и тут неплохо кормют», «моя хата с краю, я ничего не знаю», «все побежали, и я побежал». Всё, что я писал в предыдущей статье про карго культы, это сюда! Имитация бурной деятельности, мода, подражание поведению успешных людей. На лице это может проявляться по разному – от фанатичной упрямости, до тупого безразличия.
А вот Зависть, она вроде бы должна быть сродни Жадности, но ведет себя по-другому. Жадность – это прямо страсть, лихая, активная. А вот Зависть она действует не торопливо, мягко, она словно вползает в душу и взывает к Гордыне. Можно тоже сказать – страж! Что же это такое делается то? Как будто причитает она… Этот Демон встраивается в ум, в суждения, и подливает масла в огонь… «люди добрые, что же это такое происходит то»… вроде как к справедливости взывает, но фактически запускает цепную реакцию. Зависть вызывает Обиду, Обида вызывает Гнев и желание отомстить.
Получается, что религиозная традиция фиксируется сразу на нескольких реперных точках, для более надежной рефлексии своего поведения. Если удалось «поймать» себя на Зависти – тормози на ней! Не удалось, проскочил до Гордыни – остановись хотя бы здесь! Пролетел еще дальше, до Гнева – рви ручник! Дальше будет поздно, демона Гнева остановить тяжелее всего. Становится понятна буддийская традиция, в которой Невежество (в виде символа свиньи) порождает всего два порока – страсть привязанности (в символе петуха), в котором, при желании, легко умещается чревоугодие, жадность и блуд… и Гнев (в символе змеи), в котором умещается Зависть, Гордыня и, собственно, сама злобность.
Ну и остается Демон Уныния, которого нет уже в буддийской традиции… печаль, тоска, безнадёга, это Демон утраты надежды на светлое будущее. И если на вратах Ада написано «оставь надежду всяк сюда входящий», а в Ад (по идее) должны попасть все грешники, страдающие описанными выше пороками, то получается, что безнадежность уныния, это тоже общий для всех порок, но только Невежество было общее начало, а вот Уныние – это общий конец.
Уныние… когда не хочется ничего начинать, потому что все тщетно, когда ты смотришь в бездну, и кажется, что бездна смотрит на тебя в ответ. Выхода нет, и душу начинает обуревать хтонический ужас хаоса, страх смерти. Он парализует волю, сковывает даже не столько движение, сколько само намерение его совершить. И этот страх порабощает душу.
Уныние – это то состояние, которым всё заканчивается. Все Демоны тащат вашу душу сюда, к Демону Уныния, а он, как дементор из Гарри Поттера выпивает всю радость. В быту таких людей часто называют вампирами. Они, в общем-то, очень похоже с дементорами себя ведут.
Во-первых, все демоны оставляют след на внешнем облике человека, и это далеко не отражение красоты. Демоны уродуют внешность, и мы, часто не отдавая себе в этом отчета, на подсознательном уровне чувствуем опасность, стараемся избежать контактов с такими людьми, (чтобы не заразиться).
Во–вторых, Невежество, с которого начинается ваша духовная деградация – это всегда какой-то обман, или самообман, вы «повелись» на ложные ценности, свернули с пути истинного, и всё это рано или поздно заканчивается одиночеством и тоской, унынием от безнадежности ситуации.
В-третьих, как известно, Надежда умирает последней, вначале надо потерять Веру… потом Любовь… Надежда – это последнее, что остается у человека в душе, а когда умирает и она, то… часы бьют полночь, скрипит дверь, «Добрый вечер… я по вашу душу, вам пора». Сатана презрел любовь Бога, повелся на взыгравшую в нем гордыню… Попытаться выбраться можно в обратном порядке – направить внимание на проявление любви, задуматься – во что мы верим?
В-четвертых, почему мы так охотно «ведёмся» на Демонов? А они доставляют нам удовольствие! Нам приятно, мы чувствуем кайф, но не думаем о цене, которую мы платим за удовольствие. А у нас отбирают духовные силы, в частности силу Воли. Идет как бы обмен вот этих низменных удовольствий на что-то высокое в нашей душе. То, что можно сохранить, только оценив потерю. И именно это и происходит во время Поста. Отказавшись на время от тех или иных соблазнов, в зависимости от выбранной строгости Поста, ты сталкиваешься со своими Демонами напрямую, и можешь оценить – что осталось от лично твоей воли? Хватает ли её для удержания ситуации, или ты всё бросаешь и ищешь лжи, оправдывающей – почему эти требования Поста тебе не нужны? Получается, что какой-то источник энергии внутри нас постоянно генерирует эту энергию, но мы ее не храним, мы к ней относимся как к деньгам — надо сразу на что-то потратить… и потому остаемся нищими духом.
PS. Надо понимать, что все «пороки» жизненно необходимы человеку, проблема начинается тогда, когда из Еды начинают делать Культ. И совсем без еды (секса, запасливости, способности постоять за себя) человек не может, но и вычурные формы всего этого несут погибель. Культ начинает требовать свою жертву.